http://tbsaraeva.ru

Целью моего проекта является создание Интернет-ресурса, по обмену накопленного опыта

Особенности работы над музыкальным диктантом

в ДМШ и ДШИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Музыкальный диктант -как одна из основных форм работы

на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ

1.1 Музыкальный диктант: понятие, место и значение в курсе сольфеджио,

методические основания …………………………………………………………………………..6

1. 2 Музыкальный диктант — как основное средство развития музыкального слуха………………………………………………………………………………………………………..10

Выводы по первой главе………………………………………………………….13

Глава 2. Музыкальный диктант в методике и практике преподавания сольфеджио в ДШИ

2.1 Анализ методической и учебной литературы ………………………………………14

2.2 Основные этапы работы над одноголосным музыкальным диктантом с учащимися музыкальной школы……………………………………………………………….21

2.3 Методы и формы работы над музыкальным диктантом ………………………24

2.4 Использование инновационных приемов для написания и проверки одноголосных диктантов…………………………………………………………………………..39

Выводы по второй главе…………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы……………………………………………………………..44

Приложение………………………………………………………………………47

Введение.

Вопросам исследования темы: «Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ» посвящено много работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ» определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме » Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. О роли диктанта во всестороннем развитии музыкального слуха писали многие ведущие теоретики-сольфеджисты. Е. Иоффе, например, отмечал, что диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха. А.Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи. Е.В. Давыдова в работе «Методика преподавания музыкального диктанта» отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющих уровень музыкально-слухового развития ученика.(16.с133) . Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. А уровень слухового развития определяется в работе над диктантом, где синтезируются все знания и навыки учащихся.

Следовательно, актуальность выбранной мною темы заключается в том, что диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио, развивающей музыкальную память, способствующей осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, обучающей записывать услышанное, характеризует её современность, жизненность, насущность и необходимость.

Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в

том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи: сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические и творческие упражнения.

Отечественная педагогика накопила богатейший опыт по методике обучения музыкальному диктанту. Он зафиксирован в трудах Е.В. Давыдовой, А.Л. Островского, В.А. Вахромеева, Н.А. Долматова, Д.А. Блюма, Л.М. Масленковой. Изданы замечательные, прекрасно систематизированные сборники диктантов, которыми педагоги сольфеджио успешно пользуются на протяжении уже нескольких десятилетий. Это «Музыкальные диктанты» Г.А. Фридкина, Ж.Л. Металлиди и А.И. Перцовской, Т.Л. Стоклицкой, В.А. Вахромеева, Г.Ф. Калининой и многих других авторов.

По замечанию Е.Г. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха» [21, с. 78]. А.Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта «воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления. Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений. Занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образов» [37, c. 265]. Е.В. Давыдова в работе «Методика преподавания музыкального диктанта» считает, что работа над диктантом должна: создавать и закреплять связь видимого и слышимого; развивать музыкальную память и внутренний слух; служить средством для закрепления теоретических и практических навыков [15, c. 9].

В этом заключаются основные педагогические задачи музыкального диктанта как вида деятельности на уроке сольфеджио.

Музыкальный диктант, концентрируя в себе те или иные ладовые, интонационные, метроритмические особенности. Воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык осознания всех сторон мелодики; развивает способность разбираться и производить слуховой анализ. Не секрет, что диктанты на начальном этапе обучения музыке большинству детей даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую отметку может привести к исчезновению интереса к этому виду деятельности, а затем — и к самому сольфеджио. Диктант ставит немало проблем перед педагогом, который стремится выработать навык его записи у учащихся — независимо от их способностей и степени развитости музыкального слуха. Среди части преподавателей сольфеджио распространено убеждение в том, что не всем учащимся дано научиться писать музыкальные диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида деятельности, развивающего музыкальные способности, и понимает, что музыкальный диктант как самоцель — диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к этому, а лишь те,

которых еще следует научить их писать. Вышесказанное позволяет сформулировать следующую проблему: как сделать такой вид деятельности на уроке сольфеджио, как музыкальный диктант, более эффективным, увлекательным и психологически комфортным для учащихся ДШИ?

Обозначенная проблема послужила причиной выбора следующей темы исследования: «Работа над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио в ДШИ».

Цель : раскрыть особенности работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио в ДШИ.

Задачи: охарактеризовать понятие музыкального диктанта, его место и значение в курсе сольфеджио;

изучить методику проведения музыкального диктанта в ДШИ;

выявить психолого-педагогические условия работы над музыкальным диктантом; проанализировать методическую и учебную литературу по теме исследования;

описать ход и результаты собственной практической деятельности.

— рассмотреть и выявить особенностей работы над разными видами одноголосного диктанта;

— формирование технологических приемов работы над одноголосным мелодическим диктантом;

— выработка четкого алгоритма действий при анализе и записи одноголосного диктанта у учащихся;

— ознакомление с инновационными формами и методами работы для написания одноголосного диктанта и их практическое применение на уроках сольфеджио в Озерской ДШИ

— решение проблем, связанных с психологическими аспектами работы над диктантом на уроках сольфеджио;

— определение уровня развития написания диктанта с 1 по 8 (9) классы ДШИ и ДМШ.

Основные результаты :

1) охарактеризовать понятие музыкального диктанта, его место и значение в курсе сольфеджио;

2) изучить методику проведения музыкального диктанта ;

3) выявить психолого-педагогические условия работы над музыкальным диктантом с учащимися;

4) проанализировать методическую и учебную литературу по теме исследования;

5) обобщить опыт работы над музыкальным диктантом.

6) описать ход и результаты собственной практической деятельности.

Практическая значимость : результаты работы могут быть использованы преподавателями музыкально-теоретических дисциплин ДШИ и ДМШ, а также

иных учреждений дополнительного образования и учителей музыки общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для усовершенствования процесса написания одноголосного диктанта на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ , что может способствовать оптимизации всего учебного процесса.

Объект исследования настоящей работы : учебная деятельность на занятиях сольфеджио в ДШИ по формированию навыков работы над музыкальным диктантом.

Предмет работы : музыкальный диктант как вид деятельности на уроках сольфеджио с учащимися ДШИ.

Гипотеза : работа над музыкальным диктантом на занятиях сольфеджио с учащимися ДШИ будет наиболее результативной, если:

1)педагог хорошо знает психологические особенности детей младшего школьного возраста;

2)включение в содержание занятий по сольфеджио работы над музыкальным диктантом имеет систематический характер;

3) осуществляется использование разнообразных форм подготовительной работы, способствующих формированию навыков написания музыкального диктанта, а также обращение к его различным разновидностям.

Глава 1. Музыкальный диктант как вид деятельности на уроках сольфеджио.

1.1 Музыкальный диктант: понятие, место и значение в курсе сольфеджио, методические основания.

Обучение на уроках по сольфеджио подразумевает не только практические

упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким « закрепляющим « моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант. В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку.

Музыкальный диктант (от лат. dicto-диктую, повторяю) — «запись по слуху мелодий, а также небольших двух-, трех- и четырехголосных музыкальных построений». Неоспоримым остается тот факт, что музыкальный диктант — наиболее важная и ответственная форма работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального образования (начиная с ДМШ и заканчивая высшим учебным заведением). Долгое время в истории развития сольфеджио единственными, а затем и ведущими, формами работы были пение по нотам и

интонационные упражнения. Диктант и специальные аналитические упражнения и (как способы реализации полученных в совокупности навыков) стали внедряться в учебный процесс довольно поздно. Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения (начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием). В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

1)мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

2)память, дающая возможность припоминания, уточнять слышимое;

3)внутренний слух,

4)способность мысленно слышать и представлять себе звуки,

5)ритм и другие элементы.

Запись музыки воспитывает чувство стиля, формирует необходимый запас музыкальных элементов, оборотов (музыкальный лексикон). В современной практике существуют следующие разновидности музыкального диктанта: одноголосные, двухголосные, многоголосные. Наиболее распространенным видом музыкального диктанта является одноголосный диктант. Именно с него начинаются первые шаги записи музыки. Он является платформой для освоения закономерностей внутренней организации одноголосной мелодии как основы развития музыкального слуха. Прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Все стороны музыкальных способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух), а также теоретические знания достаточно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других видах деятельности — интонационных и ритмичных упражнениях, чтении с листа, анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми младшего школьного возраста: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. Поэтому целесообразно начинать работу над записью музыки с учащимися второго класса музыкальной школы, а в первом классе проводить большую подготовительную работу. Иначе могут сформироваться, а в дальнейшем закрепиться неверные навыки и неправильные приемы процесса записи. Приступать к написанию диктанта можно лишь при соблюдении определенных условий. Ученики должны: свободно владеть нотной записью, быстро вразброс записывать ноты на нотоносце под диктовку педагога, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.

Для усвоения правильного написания рекомендуется : переписывание в тетрадь отдельных примеров из сборника сольфеджио; умение владеть элементарными певческими навыками, уметь пропевать с названием нот (сольфеджировать) ранее выученные небольшие мелодии с текстом, отсчитывая метрические доли; прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано краткие песенные мелодии (4 — 8-ми тактовые) и попевки от разных звуков; знать длительности, выкладывать на карточках после одного

прослушивания простейшие ритмические формулы; уметь записать на нотоносце звуками одной высоты после прохлопывания ритмический рисунок стихотворной фразы или двух тактового мелодического оборота, расставить тактовые черты в размере 2/4; выделять и отмечать сильные доли в незнакомых пьесах, исполняемых педагогом; различать на слух направление движения мелодии вверх и вниз, повторы звуков, поступенное движение от движения по звукам трезвучия, находить тонику.

Особое внимание следует уделять упражнениям, подготавливающим учащихся к восприятию мелодий небольшой протяженности. Такими упражнениями являются: запоминание и пение на память с названием нот просольфеджированной 2-3 раза простейшей четырехтактной мелодии; короткие, двух — четырех тактовые диктанты; устные диктанты по принципу «два такта играются, два поются». В начальный период обучения желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков и поступенным движением вверх или вниз, а также пением тонического трезвучия. Необходимо помнить, что поступенное движение и повторность звуков с опорой на тоническое трезвучие является фундаментом всего курса сольфеджио и музыкального диктанта в частности. Ритмические навыки, так же как и интонационные, должны опережать трудности, содержащиеся в письменном диктанте. Основное условие осознанного восприятия диктанта — опора на прочную теоретическую базу. Одновременно с изучением понятий вводится определение соответствующих элементов на слух. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнения. Ж.Л. Металлиди и А.И. Перцовская — авторы широко используемых в практике учебников по сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем», снабженных методическими указаниями для всех классов, предлагают систему необходимых и очень полезных устных и письменных слуховых упражнений, заданий, предназначенных для освоения элементов музыкальной речи, обогащения музыкального словаря учеников. Планомерность выполнения данных упражнений значительно обостряет музыкальный слух детей, развивает музыкальную память, способствует быстрой ориентации в незнакомой мелодии, фиксации внимания на отдельных ее элементах. Лишь после проработки необходимых упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определенному порядку при записи диктанта. Большое значение имеет обстановка, которую педагог создает перед началом работы над записью. Если внимание учащихся фиксировать сразу на том, что сейчас будет сыгран диктант, который надо скорее записать, то учащийся не будет слушать и вникать в звучащую музыку, а сразу будет думать о том, как это записать, с какой начать ноты, каков размер и т.д. Некоторые педагоги даже считают, что для лучшего восприятия и запоминания примера надо предварительно настроить учащихся в тональности. Опыт говорит, что важное условие для работы над записью диктанта — создание интереса к музыке, которую учащиеся сейчас услышат. Педагог может сначала назвать автора и произведение, фрагмент которого избран в качестве диктанта,

рассказать, какие инструменты исполняют эту музыку в оригинальном звучании. Сконцентрировав, таким образом, внимание учащихся, педагог проигрывает пример. Первое исполнение диктанта должно быть выразительным, звучать в настоящем темпе. После этого можно обсудить с учащимися результат их первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру. Перед вторым проигрыванием учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности, после проигрывания приступить к записи, главным образом, по памяти. Е.В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога на начальном этапе работы класса над диктантом, ведь он (педагог) «должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать» [16, с. 7]. В работе с младшими классами педагог должен во время анализа направлять мысли учащихся, указывая, что конкретно следует определять при каждом очередном прослушивании диктанта. В сложных случаях могут иметь место «подсказки», индивидуальные указания на то или иное место в мелодии диктанта, нуждающееся вслушивании и исправлении. По мнению Е.В. Давыдовой, очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Она указывает, что «педагог, проходя по рядам в классе и проверяя процесс записи, не должен сам петь неправильно записанное, но должен суметь привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или попросить подойти к инструменту, и, сыграв записанную мелодию, найти и исправить в ней ошибки» [17, с. 134]. Как, правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, можно разрешать тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонирования, к более яркому различению звук высотных отношений. Только постепенно приучая учеников напевать все реже и тише, можно, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух. Первые два-три проигрывания должны звучать в нужном темпе, то есть соответствующем выразительному характеру мелодии, чтобы учащиеся верно восприняли и запомнили пример. При последующей игре темп несколько замедляется. Исполнять диктант следует все время целиком, не дробя на фразы или предложения, иначе учащиеся не смогут охватить построение в целом, разобраться по форме и воспользоваться методикой целостного анализа диктанта. Время, отводимое на записывание диктанта, должно быть определено преподавателем в зависимости от трудности и протяженности примера. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется. Для проверки используются как коллективные, так и индивидуальные формы: пение мелодии диктанта всем классом; коллективный разбор номера учителем и всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.); индивидуальная проверка педагогом тетради учащихся; пение каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок; сравнение учеником записи

с оригинальным текстом дома (в том случае, если это возможно); проигрывание диктанта на фортепиано. Такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать слуховое восприятие ученика: от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и в итоге — записи на нотном стане всего воспринятого, фиксация слышимого. Эта методика будет также содействовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся. В зависимости от класса и уровня группы, необходимо выбирать для диктанта мелодии доступные по степени трудности, устанавливать время для записи и количество игры. Умение записать услышанное определяется уровнем слухового развития ученика, его музыкальной памятью, способностью анализировать звучащую мелодию. Он должен попытаться определить строение мелодии, внутреннее ее деление на построения (предложения, фразы); услышать их повторность либо вариантность, наличие секвенций; почувствовать остановки на устое или не устое; выявить метроритмическую структуру, особенности ритмического рисунка и т. д. В работе над музыкальным диктантом педагогу сольфеджио предоставляется большая свобода в выборе приемов и форм. Существует множество разновидностей музыкального диктанта, которые направлены на закрепление различных навыков и на развитие внутреннего слуха, выработку структурного мышления и развития памяти, увеличения объема памяти и других музыкальных способностей. Чтобы развитие слуха проходило успешно, необходимо на занятиях по сольфеджио чередовать разные формы диктанта, тем самым способствуя гибкости работы внутреннего слуха, эмоционального отклика.

1.2 Музыкальный диктант как основное средство развития

музыкального слуха.

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески воспроизводить ее при исполнении. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.

О значении слуха для любой музыкальной деятельности, о важности работы над его развитием высказывались и многие великие музыканты. Для любой музыкальной деятельности большое значение имеет развитый музыкальный слух.

Обновлено: 19.10.2020 — 09:46

18 комментариев

Оставить комментарий
  1. Неосмысленная наша с вами жизнь не стоит того, чтобы жить. Ваши статьи содействуют уяснить смысл жизни. Пребольшое спасибо

  2. — Как я смогу Вас отблагодарить? — О, мешка денег станет достаточно! Для меня Ваша публикация стала очень полезной!

  3. Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника «Информио» является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку Умение записать диктант особенно важно для дальнейшего профессионального обучения музыканта в ССУЗах и ВУЗах. Ведь, как известно, первым видом заданий письменной работы абитуриента является запись музыкального диктанта. При проведении конкурсов по сольфеджио запись музыкального диктанта также является обязательным и наиболее дорогостоящим по количеству баллов заданием. И это справедливо.

  4. Excuse, not in that section…..

  5. В диктанте сфокусированы наиболее важные свойства слуха: внутренние слуховые представления, способность к осмысленному запоминанию, острота и скорость слуховой реакции, умение грамотно записать слышимое. Для того чтобы зафиксировать в памяти и записать мелодию учащийся должен обладать прекрасной музыкальной памятью, хорошим музыкальным слухом, теоретическими знаниями, а также умением анализировать услышанное. Музыкальный диктант (франц. dict e musicale), весьма важная, но, к сожалению, до сих пор многими пренебрегаемая отрасль музыкальной педагогики.

  6. Очень важны некоторые аспекты при записи диктанта. Ученики слушают музыкальный отрывок преподаватель должен назвать произведение и композитора (если нужно — воспроизвести в оригинале: рассказать откуда данный отрывок, какие инструменты исполняют); весь класс рассказывает о том, что они услышали; далее преподаватель (в старших классах могут определять ученики) называет тональность и даёт настройку; дальнейшие проигрывания даются для того, чтобы проанализировали метро-ритмические, ладовые особенности диктанта; преподаватель должен следить, чтобы ученики записывали диктант по памяти. В системе занятий по развитию слуха (то есть сольфеджио) запись музыки (музыкальный диктант) является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы.

  7. Главная цель музыкального диктанта — воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образцов в чёткие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. 5.Подготавливать учащихся к более сложным слуховым ощущениям, чувству стиля музыки, различных музыкальных образов.

  8. Диктанты трансформеры : преподаватель сам пишет мелодию диктанта, которую можно видоизменять, используя все виды развития мелодии. Можно менять лад, виды лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический, лады народной музыки), размер и использовать различные виды альтерации, хроматизма. Конечная цель в области диктанта в школе заключается в выработке у ученика навыка записывания одноголосных мелодий в форме периода как диатонических, с наличием разнообразного ритма, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, тем самым содействуя основной задаче курса сольфеджио воспитанию музыкального слуха .

  9. Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Я уверен. Предлагаю это обсудить. Пишите мне в PM, пообщаемся.

  10. Большое значение при записи диктантов имеет музыкальная память и мелодический слух, но также, начиная уже с первых уроков необходимо учить анализировать форму, структуру мелодии, мелодическое и ритмическое зерно.

  11. Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио гимнастикой слуха . Е.В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса, что работа над диктантом требует от педагога индивидуального внимания к каждому ученику .

  12. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, мелодии, сочиненные педагогом. Исполнение диктантов должно быть абсолютно совершенным: точным по всем параметрам ритм, темп, динамика, штрихи. Первое исполнение диктанта должно быть художественным как задумано композитором без искусственного замедления темпа, подчёркивания сильной доли и тому подобное, чтобы первое впечатление было эмоциональным. При проигрывании в процессе написания диктанта темп обычно замедляется, чтобы точнее зафиксировать мелодию. Большое значение имеет та обстановка, которую преподаватель создает перед прослушиванием диктанта. Необходимо вызвать интерес к музыкальному отрывку.

  13. Музыкальные диктанты одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос почему? , обычно отвечают: не умеем . Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость.

  14. Самодиктант: самостоятельно записать мелодию знакомой песни или отрывка из музыкального произведения. Данный вид диктанта развивает внутренний слух, музыкальную память. Диктанты с предварительным анализом: преподаватель после первых двух проигрываний подробно разбирает предлагаемый отрывок. Необходимо: определить темп, размер, тональность, структуру мелодии, обратить внимание на особенности примера: интонационные обороты, ритмические фигуры.

  15. Общеизвестным является утверждение, что в основе исполнения и восприятия музыкального произведения лежит слышание, слуховое осознание музыки. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески воспроизводить ее при исполнении. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.

  16. Отличным и незаменимым в работе методическим пособием можно считать сборник, составленный И.А. Русяевой Одноголосные диктанты . Очень хорошо и удобно в работе, что диктанты распределены не только с 1 по 11 класс, но и по разделам, благодаря чему, каждая из тем всесторонне отрабатывается. Обобщающие разделы содержат диктанты на все пройденные в году темы и предназначаются главным образом для использования в последней четверти, при повторении и закреплении освоенного в данном классе учебного материала. Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или последовательность звуков. Поэтому становится очевидным, что сложный процесс записи диктанта слышу — понимаю — записываю требует не только определенных теоретических знаний, уровня музыкального слуха, но и специальной подготовки и обучения.

  17. Диктанты с пропущенными звуками: такая форма диктанта удобна в использовании, если диктанты сложны по фактуре или тесситуре. Такие диктанты можно использовать как подготовительный этап написания диктанта. Хорошим методическим подспорьем являются пособия Г.Ф. Калининой Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших и старших классов. На основе упражнений, данных в этих пособиях, преподаватель может разработать массу собственных увлекательных заданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://adsaraev.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных