http://tbsaraeva.ru

Целью моего проекта является создание Интернет-ресурса, по обмену накопленного опыта

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

     образования детей «Емельяновская сельская музыкальная школа»

Дополнительная предпрофессиональная

 общеобразовательная программа в области музыкального искусства

« Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Предметная область

ОП. 02. «Теория и история музыки»

Учебный предмет

ОП. 02. УП. 01.«Сольфеджио»

(8-9 лет обучения)

            Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

     образования детей «Емельяновская сельская музыкальная школа»

Дополнительная предпрофессиональная

 общеобразовательная программа в области музыкального искусства

« Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Предметная область

ОП. 02. «Теория и история музыки»

Учебный предмет

ОП. 02. УП. 01.«Сольфеджио»

(8-9 лет обучения)

2014 год

Разработчик –Сараева Татьяна Борисовна, преподаватель теоретических дисциплин первой квалификационной категории МОУДОД «Емельяновская сельская музыкальная школа»

Рецензенты –  Председатель ПКЦ отдела «Теории музыки» ГАОУ СПО МО          «1-й Московский областной музыкальный колледж» Лозинская И.В.

Преподаватель ПКЦ отдела «Теории музыки» ГАОУ СПО МО

«1-й  Московский областной музыкальный колледж  Сапрыкин И.А.

Пояснительная записка.

 Программа по учебному предмету «Сольфеджио»  является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального  искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты»  и написана  на основе федеральных государственных требований, которые  устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации. 

 Программа разработана с учётом:

  • обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа направлена: на художественно-эстетическое развитие индивидуальных возможностей обучающихся,  а также на:

  • формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
  • приобретению навыков творческой деятельности;
  • умению планировать свою домашнюю работу;
  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
  • умению давать объективную оценку своему труду;
  • уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
  • пониманию причин успеха\неуспеха собственной учебной деятельности;
  • определению наиболее эффективных способов достижения результата.

В процессе обучения развиваются интеллектуально-умственные, творческие способности, музыкальный слух, память, внимание, мышление.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной  программы   —  теория и история музыки.

 Срок реализации 8 (9) лет. Возраст обучающихся с 6,5 — 9 лет до 15 — 17 лет.

Объём учебного времени на освоение предмета:

Содержание8 лет обучения (в часах)9 лет обучения (в часах)
максимальная учебная нагрузка обучающегося641,5724
обязательная учебная нагрузка378,5428
 практические занятия359361
самостоятельная работа обучающегося 263296

Продолжительность учебного года по 8-милетней программе: с 1-7 классы — 39 недель, в 8 классе — 40 недель.

По 9-тилетней программе продолжительность учебного года: с 1-8 классы — 39 недель, в 9 классе -40 недель.

Продолжительность учебных занятий в 1 классе — 32 недели, со 2-9 классы — 33 недели. Каникулы не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением последнего года обучения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий (уроков) мелкогрупповая. Количество уроков — 1 раз в неделю. Продолжительность аудиторных занятий в 1 классе — 1 час, со 2-9 классы — 1,5 часа.

Цель программы:

  • способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, а так же выявлению одарённых детей и их подготовке к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи:

  • целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
  • воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
  • формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; 
  • организация творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, олимпиад), включение в учебный процесс творческих форм работы, таких как: составление кроссвордов,  музыкальных загадок и теоретических задач.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:

Формы:

  • пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
  • сольфеджирование музыкальных примеров в одно и двухголосном изложении, в том числе и с листа;
  • интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
  • слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
  • метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
  • различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д;
  • транспонирование;
  • различные виды музыкального диктанта (устный, письменный, ритмический и т.д.);

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод игровой мотивации (использование дилактических игр);
  • научный метод (таблицы, карточки, тесты и т.д.)

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

  • вокально- интонационные навыки;
  • сольфеджирование и пение с листа;
  • воспитание чувства метроритма;
  • воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух);
  • музыкальный диктант;
  • воспитание творческих навыков;
  • теоретические сведения.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, уметь транспонировать музыкальный материал.

Основные навыки  и знания приобретаются на уроке при фронтальной работе со всей группой, тем не менее закрепляется материал дома и домашние задания обязательны. В домашние задания входят:  пение с листа, письменные теоретические и творческие задания. Выполнение обучающимися домашних заданий контролируется преподавателем и  обеспечивается учебно-методическими пособиями, учебниками в соответствии с программными требованиями.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса,
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету,
  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определённом этапе обучения.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, текущая  аттестация по предмету «Сольфеджио» проходит в виде контрольных уроков в конце каждой четверти. Промежуточная аттестация проходит в форме контрольных уроков, экзаменов в конце учебного года.

График проведения промежуточной аттестации:  дифференцированные зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, 8, 10, 14  то есть в конце 1, 2, 3, 4, 5, 7,  классов и в конце первого полугодия в 6 и 8 классе.  В конце 6 класса (12 полугодие) проводится экзамен, в конце 8 класса (16 полугодие) по восьмилетнему курсу обучения  проводится итоговый экзамен, в конце 9 класса по девятилетнему курсу обучения   проводится итоговый экзамен.

Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной и итоговой аттестаций. Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, соответствующего требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения. По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзаменам за счёт резервных часов (1 неделя).

Условия реализации программы учебного предмета.

Для успешной реализации программы необходимо наличие учебного кабинета, инструмента, учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно- и аудиотеки, дидактического материала, соблюдение межпредметных связей, активный поиск новых форм работы и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагогов.

Распределение содержания курса по разделам и количеству часов

  №  Наименование раздела  Вид учебного занятияОбщий объём времени (в часах)
   Максимальная учебная нагрузкаСамостоятельная работаАудиторные занятия (в часах)
1 класс
1Вокально-интонационные  навыкиурок633
2Сольфеджирование 633
3Воспитание чувства метроритма 1055
4Слуховой анализ 1055
5Диктант 1266
6Воспитание творческих навыков 844
7Теория 1266
 Итого 64 часа3232
Аудиторные занятия  — 32 часа, из них теоретические занятия — 2 часа, практические занятия — 30 часов
2-9 классы
1Вокально-интонационные  навыкиурок1468
2Сольфеджирование 1046
3Воспитание чувства метроритма 945
4Слуховой анализ 624
5Диктант 15,569,5
6Воспитание творческих навыков 1358
7Теория 1569
 Итого за 1 год 82,53349,5
 Итого за 8 лет 641,5 часов263 часа378,5 часов
 Итого за 9 лет 724 часа296428 часов
Аудиторные занятия  — 49,5 часов в год, из них теоретические занятия — 2,5 часа, на практические занятия — 47 часов.

Распределение аудиторных занятий (в часах) по четвертям

классы1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
18798
2-8 (9)87108

Контрольные уроки входят в аудиторные занятия, консультации проводятся за счёт резервных часов (1 неделя), экзамены (2 недели).

График текущих, промежуточных и итоговой аттестаций

КлассВид аттестацииМесяцПрограммные требования
1Контрольный урок1 четверть — октябрь  Ритмическая работа: простучать ритм песни, сильную долю, узнать мелодию по ритмическому рисунку, сочинить простой ритмический аккомпанемент. Определить характер, лад музыкального произведения. динамические оттенки. Мелодическая лесенка (устные диктанты) Пение гаммы до мажор.
  2 четверть — декабрьСоревнование на написание гаммы, трезвучия, пение несложных песен под аккомпанемент, выкладывание карточками знакомых попевок, сольмизация музыкальных примеров, дирижирование и пение мелодий в размере 2\4. Определение на слух: размера 2\4 и 3\4, опеваний, движений по трезвучию, устный диктант. Гамма Соль мажор.
  3 четверть – мартПение мелодий в размере 3\4 с дирижированием, письменный диктант в размере 2\4 в объёме 4-х тактов, определение на слух отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора. Гаммы Фа и Ре мажор. Транспонирование  в пройденные тональности.
  4 четверть – майДиктант в объёме 4-х тактов. Пение пройденных гамм, несложных музыкальных примеров с дирижированием, ритмическая работа.
2 1 четверть — октябрьПение пройденных мажорных гамм. Ступеней, опеваний, вводных звуков, трезвучия. Пение нотных примеров с дирижированием в размерах 2\4, 3\4. Узнавание мелодий по ритмическому рисунку. Устный диктант с подбором на фортепиано.
  2 четверть — декабрьПение минорных гамм 3-х видов (ля минор, ми минор), в них ступеней, опеваний, вводных звуков, трезвучия. Транспонирование песенок от звуках и в пройденных тональностях. Пение нотных примеров с дирижированием на 4\4 Выстукивание ритмического рисунка нотного примера по ритмокарточкам. Определение на слух пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде. Фотодиктант.
  3 четверть – мартПение гамм: Си бемоль мажор, соль минор и ре минор. Сольфеджирование с затактом в пройденных размерах, транспонирование. Запись знакомых выученных мелодий.
  4 четверть-май Диктант в объёме 4-8 тактов. Пение пройденных гамм, сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием, ритмическая работа, определение на слух интервалов до 5
3 1 четверть — октябрьПение гамм с 2-мя знаками, сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях, транспонирование, ритмический диктант с ритмической группой четыре шестнадцатых, сольмизация примеров, определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании.
  2 четверть — декабрьПисьменный диктант в объёме 4-8 тактов в размере 2\4, 3\4. Пение гамм Ля мажор, фа диез минор. Письменная работа: построение Т5\3 и их обращений в пройденных тональностях, построение интервалов в тональности. Определение на слух пройденных интервалов и аккордов.
  3 четверть – мартПение гамм Ми бемоль мажор и до минор 3 вида, сольфеджирование двухголосных песен, диктант в объёме 4-8 тактов, включающий ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Определение на слух трезвучий главных ступеней лада в мажоре и миноре.
  4 четверть-майДиктант в объёме 4-8 тактов. Пение пройденных гамм (до 3-х знаков), сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием в размере 3\8, ритмическая работа с пройденными ритмическими группами, определение на слух пройденных интервалов и аккордов.
4 1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм (до 3-х знаков), пение в них интервалов и аккордов, пройденных в 3-ем классе. Пение наизусть и в транспорте. Мелодический диктант с пунктирным ритмом в пройденных тональностях. Определение на слух пройденных интервалов и аккордов
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гаммы Ми мажор и до диез минор. Пение двухголосных мелодий и канонов, мелодический диктант с синкопой. На слух интервалов, включающих тритонов и аккордов, включающий обращения T S D.
  3 четверть – мартПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гаммы Ля бемоль мажор и фа минор. Пение секвенций. Сольфеджирование нотных примеров, включающие пройденные ритмические группы. Устные диктанты со скачками в мелодии. Определение на слух пройденных интервалы и аккорды, включающих ув. 2 и Д7. Письменная работа на построение секстаккордов и квартсекстаккордов от звука.
  4 четверть-майДиктант в объёме 8-10 тактов. Итоговая письменная работа на построение интервалов и аккордов в тональности и от звука.  Пение пройденных гамм (до 4-х знаков), сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием с более сложным ритмическим рисунком , ритмическая работа, определение на слух пройденных интервалов и аккордов.
5 1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Си мажор и соль диез минор. Пение с листа в пройденных тональностях. Ритмический диктант, включающий ритмическую группу четверть с точкой и две шестнадцатых. Определение на слух аккордовых последовательностей, включающих обращение аккордов T S D и Д7. Письменная работа на построение ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре, написание буквенных обозначений звков и тональностей.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Ре бемоль мажор и си бемоль минор. Пение двухголосных мелодий. Диктант(письменный) в размере 6\8 в объёме 4-8 тактов. На слух интервалов и аккордов, включающих Д7 и обращения, ув.2, ум. 7
  3 четверть – мартПовторение пройденных гамм, пение мелодий с отклонением и модуляцией. Письменный диктант 8-10 тактов с ритмической группой четверть с точкой и две шестнадцатых. Определение на слух аккордовых последовательностей, пройденных интервалов и аккордов. Письменная работа на построение аккордов Д7 и его обращений, ум. 5\3  в тональности.
  4 четверть-майДиктант в объёме 8-10 тактов. Письменная работа на построение пройденных интервалов и аккордов в тональности. Пение  гамм (до 5-ти знаков), сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием с более сложным ритмическим рисунком , включающих хроматизм и альтерацию. Ритмическая работа, определение на слух пройденных интервалов и аккордов.
6 1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Фа диез мажор и ре диез минор.  Пение гамм гармонического мажора и пентатоники. Пение последовательностей с пройденными аккордами. Пение мелодий с хроматизмами и модуляцией. Ритмический диктант. Гармонический анализ. Письменная работа: написание нгаамы гармонического мажора, характерных интервалов.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Соль бемоль мажор и ми бемоль минор. Пение секвенций одноголосных и двухголосных, сольфеджирование двухголосных примеров с элементами альтерации, диктант с отклонением в тональность V, VI. Гармонический анализ.
  3 четверть – мартТранспонирование с листа на 2, пение двухголосных примеров с элементами альтерации. Двухголосный диктант. Письменная работа на построение вводных септаккордов в тональности с разрешением, Д7 и его обращений от звука.
 Консультации1 неделя в счёт резервного времени -май 
  Экзамен4 четверть-майПисьменный экзамен. Диктант и аккордовая последовательность. Устный экзамен. Ответ по билету.
7 1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 6-ти знаков. Сольфеджирование  мелодий с хроматизмами и модуляциями. Ритмический диктант с междутактовыми синкопами, устные диктанты, теоретическая работа: построение в тональностях до 6-ти знаков пройденных интервалов и аккордов.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 7-ми знаков. Транспонирование мелодии на 2 и 3 вверх и вниз. Дирижирование в смешанных размерах. Гармонический анализ. Определение на слух аккордовой последовательности. Письменный диктант в размере 6\8. Письменная работа: написание родственных тональностей, энгармонических тональностей, трезвучий побочных ступеней.
  3 четверть — мартПение двухголосных примеров, сольфеджирование мелодий в народных ладах. Пение мелодий в переменном размере. Определение на слух и осознание формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, ритмических особенностей. Двухголосный  диктант по выбору педагога. Теоретическая работа: построение хроматической гаммы и ладов народной музыки.
  4 четверть-майПисьменная работа на группировку, построение интервалов и аккордов от звука и в тональности, включающих септаккорд II ступени. Диктант 8-10 тактов с отклонением и модуляцией, пение в транспорте на 2.3 вверх и вниз, гармонический анализ.
8 1 четверть — октябрьПение гамм, диатонических и характерных интервалов во всех тональностях. Пение мелодий в народных ладах и пентатонике. Дирижирование в смешанных и переменных размерах. Письменный диктант с пройденными ритмическими группами, подбор аккомпанемента. Теоретическая работа: построение 12 аккордов от одного звука, запись хроматических гамм.
  2 четверть — декабрьПение пройденных гамм, последовательностей и 12-ти видов аккордов от звука, пение с листа и транспонирование. Импровизация на фоне гармонического сопровождения. Устные диктанты. Письменная работа на построение всех видов интервалов в тональности и от звука. Гармонический анализ.
  3 четверть – мартПолифоническое двухголосие,  пение с листа с  пройденными ритмическими группами, анализ на слух формы, лада, фраз,  количества фраз, размера, ритмических особенностей. Двухголосный диктант по выбору педагога.
 Консультации1 неделя в счёт резервного времени -май 
 Выпускной экзамен  по 8-милетнему курсу обучения4 четверть-майПисьменный экзамен. Диктант и аккордовая последовательность. Устный экзамен. Ответ по билету.
9Контрольный урок1 четверть — октябрьПение гамм до 5-ти знаков, в них —  ступеней, мелодических оборотов , интервалов, аккордов. Пение одноголосия и двухголосия. Диктант двухголосный интервального типа.
  2 четверть — декабрьПение гамм до 6-ти знаков, в них интервалов и аккордов, пение хроматических гамм, интервалов и аккордов от звука. Диктант одноголосный 8-10 тактов с хроматическими звуками и модуляцией с пройденными ритмическими группами.
  3 четверть – мартПение гамм с 7-ю знаками, в них интервалов и аккордов, пение двухголосия и одноголосия. Диктант по памяти и ритмический с особым видами ритмического деления, синкопами. Гармонический анализ.
 Консультации1 неделя в счёт резервного времени -май 
 Выпускной экзамен по 9-тилетнему курсу обучения4 четверть-майПисьменный экзамен. Диктант и аккордовая последовательность. Устный экзамен. Ответ по билету.

Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Вокально-интонационные навыки.

  • Пение песен-упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
  • пение гамм и ступеней;
  • пение тетрахордов, тонического трезвучия с различной последов. звуков;
  • пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
  • скачки на тонику и опевание; целая нота, размер 4\4, паузы целые , половинные, четвертные и восьмые;

Сольфеджирование

  • Пение в унисон;
  • пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
  • транспонирование песенок от разных звуков;
  • затакт: четверть, две восьмые;
  • ритмические длительности в размерах 2\4,3\4

Воспитание чувства метроритма

  • Ощущение равномерности пульсирующих долей;
  • осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии
  • повторение ритмического рисунка;
  • навыки тактирования , дирижирования;
  • сольмизация музыкальных примеров;
  • исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
  • исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
  • узнавание мелодии по ритмическому рисунку.





Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) 

  • Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
  • отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;
  • анализ несложных мелодических оборотов.


Музыкальный диктант

  • Подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;
  • письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
  • запись ранее выученных мелодий , ритмического рисунка;
  •  запись мелодий в объёме 2-4 тактов а пройденных тональностях;
  • фотодиктант.



Воспитание творческих навыков

  • Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
  • сочинение и досочинение мелодий на заданный ритм и текст;
  • сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;
  • подбор баса к выученным мелодиям;
  • подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
  • рисунки к прослушиваемым произведениям.
    Теоретические сведения
  • музыкальный звук и его качества, звукоряд, регистры, октавы;
  • скрипичный ключ и ноты 1 октавы;
  • метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд;
  • динамика, мелодия, аккомпанемент;
  • тон, полутон, знаки альтерации;
  • лад, тональность, такт тактовая черта, 2\4, 3\4,4\4;
  • устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
  • вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней;
  • ноты второй октавы, басовый ключ и ноты малой октавы;
  • строение мажорной гаммы;
  • паузы,
  • музыкальная фраза, транспонирование;
  • главные ступени лада;
  • затакт, ритм четыре шестнадцатых;
  •  интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
  • гаммы: До , Соль, Фа, Ре мажор.

1 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм C, D, G и F, в них тонического трезвучия, опеваний и вводных звуков.
  • Сольфеджирование музыкальных примеров из учебников «Сольфеджио» в размерах 2\4, 3\4.
  • Узнавание мелодий по ритмическому рисунку или другие ритмические задания.
  • Дирижирование.
  • Запись мелодии в объёме 4-х тактов в одной из пройденных тональностей.
  • Объяснить понятия: лад, тональность, тоническое трезвучие, вводные ступени, опевание, пауза, затакт, гамма, интервал, устойчивые и неустойчивые ступени.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ритмические диктанты

а) записать ритм прозвучавшей мелодии

(4 проигрывания)


б) записать ритм, исполненный на ударном инструменте

2. «Музыкальный словарик»

(каждый такт проигрывается 2 раза)

3. Диктант

(6 проигрываний)

Второй год обучения


Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм и упражнений, ступеней или отельных мелодических оборотов, попевок, тетрахордов;
  • пение тона и полутона на слог и названием звуков; гамм и ступеней;
  • пение пройденных интервалов( кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
  • пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
  • пение простейших секвенций;

Сольфеджирование и пение с листа

  • Пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
  • транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
  • пение нотных примеров с дирижированием, включ. в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
  • целая нота, размер 4\4, паузы целые , половинные, четвертные и восьмые;
  • затакт: четверть, две восьмые;
  • ритмические длительности в размерах 2\4,3\4 ( основные и новые: четверть с точкой и восьмая);
  • пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на слог с дирижированием;


Воспитание чувства метроритма

  • Повторение ритмического рисунка ритмослогами;
  • дирижирование в размерах 2\4, 3\4, 4\4;
  • сольмизация музыкальных примеров;
  • выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
  • ритмическое остинато, ритмический канон;
  • узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
  • ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
  • ритмический диктант.



Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа и устойчивости отдельных оборотов;
  • отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
  •  анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
  • пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.

 
 Музыкальный диктант

  • Подготовительные упражнения;
  • запись ранее выученных мелодий , ритмического рисунка;
  • запись мелодий, подобранных на фортепиано;
  • диктант с предварительн ым разбором;
  • фотодиктант.


Воспитание творческих навыков

  • Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
  • сочинение мелодических вариантов фразы;
  • подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов;
  • подбор баса к выученным мелодиям;
  • запись сочинённых мелодий;
  • импровизация мелодии на заданный ритм;
  • рисунки к прослушиваемым произведениям.


Теоретические сведения

  • повторение пройденного материала, изученного в 1 кл.;
  • лига, нота с точкой, фермата;
  • интервал секунда и его выразительные свойства;секунды на ступенях мажора;
  • минор, строение минорной гаммы;
  • три вида минора , секунды в миноре;
  • интервал терция и его выразительные свойства; терции на ступенях мажора;
  • интервал квинта, терция в двухголосном звучании;
  • строение трезвучия;
  • интервал кварта, его выразительные свойства, кварта на 5 ступени мажора и минора;
  • понятия: мотив, фраза, каденция;
  • восьмая пауза,
  • прима и октава, основание и вершина интервала;
  • интервальная последовательность, двухголосное пение;
  • ритм четыре шестнадцатых;
  • интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
  • тональности: Ре мажор, Соль мажор, ля минор, ми минор, ре минор ,си минор, Си бемоль мажор и соль минор;
  • построение интервала от заданного звука.

2 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение мажорных и минорных гамм (3-х видов) до двух знаков. В них — отдельных ступеней и трезвучий.
  • Сольфеджирование одноголосных  музыкальных примеров в размерах 2\4, 3\4, 4,4 с дирижированием.
  • Выстукивание ритмического рисунка нотного примера по ритмокарточкам, включая ритмические группы: четверть с точкой и восьмую,  четыре шестнадцатых.
  • Диктант в объёме 4-8 тактов в мажоре и миноре.
  • Определение на слух мелодических и гармонических интервалов до квинты.
  • Объяснить понятия: параллельные тональности, строение минорной гаммы 3-х видов, интервалы и трезвучия.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ритмические диктанты

а)

(4 проигрывания)

б)

(возможна запись по 4 такта)

2. «Музыкальный словарик»

(каждый такт проигрывается 2 раза)

3. Диктант

Д. Васильев-Буглай. Осенняя песенка

(6 проигрываний)

Третий год обучения
Вокально-интонационные навыки

  • Пение мажорных и минорных гамм( 3 вида);
  • пение тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;
  • пение мелодических оборотов,включающих в себя с 1 ступени на 5, пропевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям;
  • пение диатонических секвенций;
  • пение интервалов двухголосно, трезвучий трёхголосно, упражнений на обращение трезвучий.

Сольфеджирование и пение с листа

  • Упражнения в переменном ладу;
  • пение более сложных песен, выученных на слух и по нотам с листа в пройденных тональностях, вкл. интонации знакомых аккордов и интервалов;
  • разучивание 2х-голосных песен;
  • транспонирование;
  • ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах, в разм6ре 3\8;

Воспитание чувства метроритма

  • Упражнения с использованием пройденных длительностей;
  • более сложные виды затактов;
  • ритмическое остинато, ритмический канон;
  • исполнение ритмических партитур двумя руками в ансамбле;
  • ритмический диктант
  • сольмизация примеров.


Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа , ритмических особенностей, интервалов и аккордов;
  • интонаций пройденных интервалов, остановки на 5 и 2 ступенях, опевание, скачки на 5,2, 6 ступени и др.;
  • мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращениям;
  • определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;
  • трезвучий главных ступеней лада в мажоре и миноре.

Музыкальный диктант

  • Все формы устного диктанта;
  • письменный диктант в объёме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические групы;
  • запись мелодий, подобранных на фортепиано;
  • диктант с предварительным разбором; с фрагментами;
  • тембровые диктанты.


Воспитание творческих навыков

  • Сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3 знаков;
  • подбор аккомпанемента;
  • запись сочинённых мелодий;
  • импровизация мелодии на заданный ритм;
  • импровизация ответного предложения в параллельной тональности.


Теоретические сведения

  • Повторение пройденного материала, изученного в 2 кл.;
  • ладовое разрешение интервалов ;
  • обращение интервалов;
  • виды трезвучий;
  • 3х частная репризная форма;
  • обращения трезвучия;
  • ритмический канон, ритм восьмая и две шестнадцатых;две шестнадцатых и восьмая
  • тональности с 3 знаками при ключе( диезные и бемольные);
  • главные ступени лада, трезвучия главных ступеней;
  • интервал Ув.2 в гармоническом миноре;
  • переменный лад;
  • размер 3\8
  • интервал секста , его выразительные свойства, секста на III и V ступ. мажора и минора;
  • септима.

3 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм мажорных и минорных до 3-х знаков. В них — тонических трезвучий с обращениями.
  • Пение пройденных интервалов и трезвучий в тональности и от звука.
  • Пение по нотам с листа в пройденных тональностях, включая интонации знакомых аккордов и интервалов.
  • Диктант в объёме 4-8 тактов в пройденных тональностях с ритмическими группами: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
  • Определение на слух пройденных интервалов и аккордов в тональности и от звука.

Письменная работа по теории:

  • Запись гамм пройденных тональностей. Построение в них интервалов и аккордов.
  • Построение от звука пройденных интервалов и аккордов.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

  1. Ритмические диктанты

а)


(4 проигрывания)

б)

( 4 проигрывания)

2. Ступени

ми-бемоль мажор

(последовательность проигрывается 2 раза)

3. Диктант одноголосный

Украинская танцевальная мелодия

(6 проигрываний)

Четвёртый год обучения
Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, пройденных интервалов и аккордов от звука и на ступенях гаммы;
  • пение тона и полутона на слог и названием звуков; гамм и ступеней;
  • пение 2-х и 3-хголосных последовательностей;
  • пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
  • пение секвенций;
  • пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре.

Сольфеджирование и пение с листа

  • Выработка техники и качества пения с листа;
  • сольмизация нотных примеров;
  • пение наизусть, в транспорте;
  • пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами;
  • пение двухголосных канонов и мелодий.



Воспитание чувства метроритма

  • Освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;
  • ритмический диктант;
  • знакомство с размером 6\8;
  • пауза шестнадцатая;
  • укрепление техники дирижирования;
  • ритмический диктант.



Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: в произведении его жанровых особенностей, характера ,формы музыкального произведения, лада, Количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритма, интервалов и аккордов;
  • мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней, пройденных интервалов;
  • анализ интервалов и аккордов в ладу и взятых изолированно ;
  • знакомство с функциональной окраской T,S,D.


Музыкальный диктант

  • Устный диктант
  • письменный диктант из 8-10 тактов, включ. пройденные ритмические группы и мелодические обороты;;
  • запись мелодий, подобранных на фортепиано;
  • тембровые диктанты;
  • фотодиктант(зрительный, запись мелодии по памяти).



Воспитание творческих навыков

  • Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
  • пение мелодий с собственным аккомпанементом;
  • подбор басового голоса;
  • запись сочинённых мелодий;
  • импровизация и досочинение мелодии периода ,повторного строения;
  • сочинение подголосков к мелодии;.


Теоретические сведения

  • Три вида минора;
  • сексты на ступенях мажора и минора;
  • интервалы на ступенях мажора и минора;
  • пунктирный ритм;
  • обращение трезвучий T S D
  • синкопа;
  • пауза шестнадцатая;
  • интервал Ув.2 в гармоническом миноре;
  • размер 6\8;
  • триоль;
  • параллельные тональности до 3х знаков;
  • тональности с 4-мя знаками диезные и бемольные;
  • тритоны;
  • построение интервалов вне лада;
  • Д7, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука.

4 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм мажорных и минорных до 4-х знаков. Пение в них пройденных интервалов и аккордов, включая тритоны, ув.2 в гармоническом миноре, Д7.
  • Пение с листа мелодий с более сложными мелодическими оборотами.
  • Диктант в объёме 8-10 тактов, включающий пройденные ритмические группы: пунктирный ритм, синкопу, триоль.
  • Определение на слух пройденных интервалов и аккордов, включая Д7.

Письменная работа по теории

  • Написание гамм пройденных тональностей. Построение в них тритонов, обращений  трезвучий TSD, Д7.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Интервалы в тональности

Ре мажор

(2 проигрывания)

2. Аккорды в тональности. Возможны разные варианты записи: нотами, цифровыми обозначениями или нотами и цифровыми обозначениями.


3. Интервалы от звука. Запись цифровыми обозначениями.

ч.5 — б.2 — м.6 — б.3 — м.7

4. Аккорды от звука. Запись цифровыми обозначениями.

Б6 — М5\3 — D7 (м. маж.7 акк)— Б5\3 — М6\4

5. Диктант

(8 проигрываний)

Пятый год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, мелодических оборотов, с использованием альтерированных ступеней;
  • пройденных интервалов и аккордов от звука и на ступенях гаммы; их последовательностей;
  • пение трезвучий главных ступеней с обращениями, Ум.53 на седьмой ступени;
  • пение Д7 в основном виде с разреш.;
  • Д7 от звука с разрешением в одноимённые тональности;4х голосное пение Д7;
  • обращений трезвучий( мажорных и минорных)от звука;
  • синкопы внутри тактовые и междутактовые;
  • пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре;
  • одно- и двухголосных секвенций однотональных и модулирующих;

Сольфеджирование и пение с листа

  • С листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум.53, ув.2, ум.7, тритонов;
  • транспонирование с листа на секунду вверх и вниз;
  • пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами, элементами хроматизма и модуляции;
  • пение двухголосных примеров с элементами альтерации;
     


Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;
  • ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых;
  • новые ритмические группы в размере 6\8;
  • переменный размер;
  • ритмический ансамбль;
  • ритмический диктант.
     


Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
  • мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  • функций аккордов, гармонических оборотов;аккордоа и интервалов в последовательности в ладу и от звуков;
  • анализ каденций в периоде;


Музыкальный диктант

  •  Разные формы устных диктантов;
  • письменный диктант из 8-10 тактов, включ. пройденные ритмические группы и мелодические обороты;
  • ритмичекие длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
  • тембровые диктанты;
  • двухголосные.



Воспитание творческих навыков

  • Сочинение разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка;
  •  знакомство с фигурациями;
  • импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода;
  • сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания;.


Теоретические сведения

  • Трезвучия главных ступеней с обращением;
  • квинтовый круг тональностей, квартоквинтовый круг тональностей, порядок появления диезов и бемолей;
  • диатонические интервалы;
  • период, предложение, каденция;
  • хроматизмы в мелодии, ладовая альтерация;
  • фигурации аккордов;
  • ув.2 и Ум.7 в гармоническом миноре;
  • более сложные ритмические группы размере 6\8;
  • триоль;
  • повторение тональностей до 4х знаков;
  • тональности с 5-ю знаками;
  • тритоны( повторение);
  • модуляция и отклонение в тональность доминанты;
  • модулирующие секвенции, модуляция в тональность 2 ступени;
  • Д7 и его обращения,
  • буквенные обозначения звуков и тональностей.

5 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.


  • Пение гамм мажорных и минорных до 5-ти знаков. В них — пройденных интервалов, включая ув.2 и ум.7 и аккордов, ум 5\3 на VII ступени.
  • Пение с листа мелодий с движением по звукам тритонов, Д7, ум. 5\3.
  • Диктант в объёме 8-10 тактов, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, в том числе четверть с точкой и две шестнадцатые.
  • Определение на слух отдельных интервалов и аккордов, аккордовых последовательностей (письменно или устно).

Письменная работа по теории

  • Написание тональностей буквенными обозначениями.
  • Построение ув.2, ум.7, тритонов, Д7 с обращениями в тональности.
  • Группировка длительностей в пройденных размерах.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ступени

ре мажор


2. Диктант

(6-8 проигрываний)

3. Аккордовая последовательность

D2 — T6 — D4\3 — T5\3 — S6 — D6 — D6\5 — T5\3

(2-3 проигрывания)

4. На слух интервалы и аккорды от звука

Шестой год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов, с хроматизмами и альтерацией
  • звукоряда гармонического мажора, пентатоники;
  • пение Д7 с обращениями;
  • ум.53 в гармоническом мажоре и миноре;
  • характерные интервалы в гармоническом мажоре;
  • последовательности аккордов и интервалов;
  • интервалы от звука с разрешением;
  • одно- и двухголосные секвенции;

Сольфеджирование и пение с листа

  • Мелодии с хроматизмами и модуляцией, движением по Д7 и его обращений;
  • двухголосные примеры с элементами альтерации;
  • транспонирование с листа на секунду и терцию,
  • размер 3\2.




Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
  • ритмический ансамбль;
  •  ритмический диктант.


Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
  • мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  • функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
  • анализ каденций в периоде;
  • типа полифонии;
  • модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.


Музыкальный диктант

  • Разные формы устных диктантов;
  • письменный диктант из 8-10 тактов;
  • четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
  • тембровые диктанты;
  • двухголосный диктант.



Воспитание творческих навыков

  • Сочинение разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка;
  • знакомство с фигурациями;
  • импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода;
  • подбор аккомпанемента;
  • сочинение и запись мелодии без предварительного проигрываия.



Теоретические сведения

  • Повторение тональностей до 5-ти знаков, тональности с 6-ю знаками;
  • гармонический мажор. Характерные интервалы гармон. мажора, ув.53;
  • малый вводный и уменьшённый вводный септаккорд;
  • ув.5 и Ум.4 в гарм.мажоре ( для подвинутых групп);
  • Д7 и его обращения от звука , интервальный состав,
  •  ум.5/3 на II ступ. в миноре и гармоническом  мажоре;
  • пентатоника;
  • группировка.

6 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года. Экзамен.

Примерные зкзаменационные требования

Письменная работа:

  • Диктант (8-10 проигрываний)
  • Аккордовая последовательность.

Устный экзамен (ответ по билету).

Образец экзаменационного билета.

  • Вопрос по теории.
  • Спеть гамму Аs-dur гарм., в ней м.2, б.3  и аккордовую последовательность:  T6 — S6\4 — D2  — T6 —  ум VII7 —   T5\3
  • От звука вверх и вниз построить спеть тритоны, D4\3 с разрешением и определением тональности.
  • Спеть № с листа. Примерная трудность Б. Калмыков. Г. Фридкин № 568
  • Определение на слух интервалов и аккордов.
  • Гармонический анализ нотного текста.

Примерные варианты письменного экзамена

1. Ступени

Ля мажор

(2 проигрывания)

2. Диктант

 (8 проигрываний)

3. Аккордовая последовательность

А-dur

T5\3 — S6 гарм. — T6\4(К6\4) — D7 — VI5\3 — ум. VII7 — D6\5 — T5\3

(2 проигрывания)

4. Интервалы и аккорды от звука

Седьмой год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тон.-ях до 6 знаков при ключе;
  • мелодических оборотов, с использованием альтериров. ступ. и интонаций пройденных интервалов и аккордов,
  • трезвуий главных и побочных ступеней
  • диатонических и характерных интервалов во вех тональностях;
  • пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз;
  • звукоряда гармонического мажора.

Сольфеджирование и пение с листа

  • Пение мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по Д7 и его обращений;
  • мелодий в пентатонике;
  • все пройденные ритмические группы.;
  • пение мелодий с транспортом на 2.3 вверх и вниз.


Воспитание чувства метроритма

  •  Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
  • ритмический ансамбль;
  • ритмический диктант;
  • дирижирование в смешанных размерах;

 
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
  • мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  • функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
  • анализ каденций в периоде;
  • типа полифонии;
  • модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.

Музыкальный диктант

  • Устные диктанты;
  • письменный диктант из 8-10 тактов;
  • четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
  • тембровые диктанты;
  • диктанты с фрагментами;
  • двухголосный диктант.


Воспитание творческих навыков

  • Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях и народных ладах;
  • все формы творческих заданий, выполняемых в течение 7 лет;
  • импровизация на фоне гармонического сопровождения.



Теоретические сведения

  • Повторение тональностей до 6-х знаков;
  • тональности до 7-ми знаков;
  • родственные тональности;
  • энгармонизм;
  • хроматическая гамма;
  • лады народной музыки;
  • ув.2 и ум.7 в гармонических ладах;
  • трезвучия побочных ступеней;
  • септаккорд 2 ступени;
  • тритоны в нат. и гарм. ладах;
  • знаки сокращения нотного письма,
  • прерванный оборот
  • группировка

7 класс
Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.
 

  • Пение мелодий с листа с хроматизмами и модуляцией, с пройденными ритмическими группами.
  • Пение в транспорте на секунду и терцию вверх и вниз.
  • Построение и пение аккордовых последовательностей, включая септаккорд II ступени и трезвучия побочных ступеней.
  • Диктант в объёме 8-10 тактов с отклонением и модуляцией, с пройденными ритмическими группами.
  • Гармонический анализ.

Письменная работа по теории

  • Написать тональности первой степени родства к А-dur и e-moll
  • Построить хроматическую гамму вверх или вниз.
  • Группировка длительностей в размере 6\8.
  • Построение пройденных интервалов в тональности и от звука.

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ступени

соль минор

(3 проигрывания)

2. Диктант

М. Глинка. «Что, красотка молодая»

( 8 проигрываний)

3. Аккордовая последовательность

II7 — T6 — D4\3 — T5\3  — S6 — ум.VII7 — D6\5 — T5\3

Восьмой год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тональностях до 7 знаков при ключе;
  • диатонических и характерных интервалов во всех тональностях;
  •  пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз, включая 12 видов аккордов;

Сольфеджирование и пение с листа

  • Пение мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по Д7 и его обращений;
  • мелодий в пентатонике, народных ладах;
  • пение мелодий с  пройденными  ритмическими  группами.



Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
  • ритмический ансамбль;
  • ритмический диктант;
  • дирижирование в смешанных размерах;

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
  • мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  •  функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
  •  анализ каденций в периоде;
  •  типа полифонии;
  •  модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты. 

Музыкальный диктант

  • Разные формы устных диктантов;
  • письменный диктант из 8-10 тактов;
  • четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа и другие ритмические группы;
  • тембровые диктанты;
  • диктанты с фрагментами;
  • двухголосный диктант.

Воспитание творческих навыков

  • Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях и народных ладах;
  • все формы творческих заданий, выполняемых в течение 7 лет;
  • импровизация на фоне гармонического сопровождения.

Теоретические сведения

  • Тональности с 7-ю знаками;
  • родственные тональности;
  • энгармонизм;
  • хроматическая гамма;
  • лады народной музыки;
  • септаккорды ( повторение);
  • построение 12 аккордов от одного звука;
  • виды септаккордов;
  • знаки сокращения нотного письма,
  • мелизмы;
  • группировка
  • Знакомство с экзаменационными требованиями, подготовка к  экзамену.

Примерные зкзаменационные требования

Письменная работа:

  • Диктант (8-10 проигрываний)
  • Аккордовая последовательность.

Устный экзамен (ответ по билету).

Образец экзаменационного билета.

  • Вопрос по теории.
  • Спеть гамму Е-dur гарм., в ней тритоны с разрешением и аккордовую последовательность: II7 — T6 — T5\3 — S6 — T6\4 (K6\4) — D7 — VI5\3 — ум VII7 —   T5\3
  • От звука вверх и вниз построить спеть ув.2, ум.VII7, D2 с разрешением и определением тональности.
  • Спеть № с листа. Примерная трудность: Б. Калмыков.Г. Фридкин № 618
  • Определение на слух интервалов и аккордов.

Примерные варианты письменного экзамена

1. Диктант

Н. Ладухин.  Одноголосное сольфеджио

(8-10 проигрываний)

2. Аккордовая последовательность.

II7 — D4\3 — t5\3 — ум.7 — ч.5 — t6 — S5\3 — D2 — t6

(2 проигрывания)

Девятый год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тональностях до 7 знаков при ключе, отрезков звукорядов в данной тональности, хроматических гамм;
  • диатонических и характерных интервалов во всех тональностях;
  •  пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз с разрешением и без.

Сольфеджирование и пение с листа

  • Пение мелодий с хроматизмами и модуляцией;
  • пение одноголосия;
  • пение двухголосия (выученного и с листа);
  • мелодий в пентатонике, народных ладах;
  • пение мелодий с  пройденными  ритмическими  группами.



Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и в переменном размере,  и с особыми видами ритмического деления: дуоли, квартоли и другие;
  • ритмический ансамбль;
  • ритмический диктант;
  • дирижирование в смешанных размерах;
  • выполнение группировки.

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, темпа, ритмических особенностей;
  • мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  •  функций аккордов, гармонических оборотов, анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
  •  анализ каденций в периоде;
  •  типа полифонии;
  •  модуляций в параллельную тональность, тональность субдоминанты и доминанты;
  • интервальные, аккордовые и смешанные последовательности в тональности, включающие отклонения и модуляцию в тональности 1 степени родства.

Музыкальный диктант

  • Разные формы устных диктантов;
  • письменный диктант из 8-10 тактов с пройденными ритмическими группами;
  • тембровые диктанты;
  • диктанты с фрагментами;
  • двухголосный диктант;
  • диктант по памяти (3 проигрывания).


Воспитание творческих навыков

  • Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях, народных ладах и в жанрах;
  • все формы творческих заданий, выполняемых в течение 8 лет;
  • импровизация на фоне гармонического сопровождения.



Теоретические сведения

  • Повторение тональностей квинтового круга;
  • составные интервалы;
  • хроматическая гамма;
  • лады народной музыки;
  • септаккорды ( повторение);
  • построение 19 аккордов от одного звука;
  • особые виды ритмического деления (дуоли, квартоли…)
  • элементы гармонии: соединение аккордов в кварто-квинтовом, секундовом, терцовом соотошении, в широком и тесном расположении;
  • группировка

Примерные варианты заданий итоговой  аттестации.

 Выпускной экзамен.

Письменная работа:

  • Диктант (8-10 проигрываний)
  • Аккордовая последовательность.

Устный экзамен (ответ по билету).

Образец экзаменационного билета.

  • Вопрос по теории.
  • Спеть гамму gis-moll гарм., в ней уменьшенные характерные интервалы  с разрешением и аккордовую последовательность: ум VII7 —    t5\3— t6 — II7 — D4\3 — t5\3 — S6 — T6\4 (K6\4) — D7 — D6\5 — t5\3
  • От звука вверх и вниз построить спеть б.6,  Б6\4, ув. 5\3 с разрешением и определением тональности.
  • Спеть № с листа. Примерная трудность: Б. Калмыков.Г. Фридкин № 720
  • Определение на слух интервалов и аккордов.

Примерные варианты письменного экзамена

1. Диктант

К. М. Вебер.

Вариации для кларнета и фортеприано

(8-10 проигрываний)

2. Аккордовая  последовательность

ум. VII7 — D6\5 — T5\3 — VI5\3 — S5\3 — D2 — T6 — II7 — D4\3 — T5\3

(2 проигрывания)

Требования к уровню подготовки обучающихся


Результаты освоения  учебной программы  по сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности, в том числе:

  • первичные теоретические знания, а также знания  профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • вокально-интонационные навыки. 

В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

  • планировать свою домашнюю работу;
  • давать объективную оценку своему труду;
  • взаимодействовать в образовательном процессе с преподавателем и обучающимися;
  • осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • уважительно относиться к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формы и методы контроля, система оценок

Для проверки полученных знаний используются следующие формы контроля: проверка домашних заданий, ежеурочный фронтальный опрос, зачёт по накопленным творческим навыкам,  контрольные уроки по четвертям, викторины, конкурсы,  итоговая аттестация.

Методы контроля —  проверка, анализ   учебной деятельности обучающихся ( домашних, самостоятельных, контрольных работ, экзаменов) и   выставление оценок.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Сольфеджио»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала сольфеджио.

Текущая аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных работ  в конце каждой четверти. 

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года.

Основными формами промежуточной аттестации являются контрольный урок, экзамен.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся  в счет аудиторного времени, предусмотренного на сольфеджио. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Сольфеджио» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • степени теоретической и практической подготовки по сольфеджио
  • сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации:  дифференцированные зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, 8, 10, 14  то есть в конце 1, 2, 3, 4, 5, 7 классов.  В конце 6 класса (12 полугодие) проводится экзамен, в конце 8 класса (16 полугодие) по восьмилетнему курсу обучения  проводится итоговый экзамен, в конце 9 класса по девятилетнему курсу обучения   проводится итоговый экзамен.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Экзамен в 6 классе, выпускные экзамены в 8 классе по восьмилетней предпрофессиональной общеобразовательной программе, в 9 классе по девятилетней предпрофессиональной общеобразовательной программе проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения рас­писание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Содержание экзаменационных материалов разрабатывается преподавателем сольфеджио, обсуждается на заседании отдела и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

При  проведении экзамена применяются вопросы, практические задания. До экзамена содержание экзаменационных заданий до обучающихся не доводится.

В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения экзамена по сольфеджио.

Экзамен по сольфеджио состоит из двух частей – письменного задания (диктант и аккордовая последовательность) и устного опроса.

Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и  преподавателем, который вел сольфеджио, кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения. Опрос обучающихся проводит преподаватель данной группы.

Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (от­лично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на выпускном экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по сольфеджио, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». 

По сольфеджио для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ. 

                  Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля

Диктант

Оценка 5 (отлично):

  • Диктант написан полностью, без единой ошибки.

Оценка 4 (хорошо):

  • Диктант написан в целом. Имеются некоторые небольшие неточности, отсутствуют случайные знаки; или (и) имеются две-три неверные ноты, или несколько ритмических неточностей.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Имеется большое количество неточностей,  треть неправильных нот, отсутствуют случайные знаки, ритм в целом написан неверно.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Диктант не написан.

Чтение номера с листа, пение выученного заранее номера

Оценка 5 (отлично):

  • точное интонирование, осмысленность исполнения, лёгкий дирижёрский жест.

Оценка 4 (хорошо):

  • Номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей в интонировании, а также в дирижировании.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Слабое интонирование, отсутствует всякая осмысленность исполнения,

отсутствует чёткость в дирижёрском жесте.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Номер не спет.

Слуховой анализ

Оценка 5 (отлично):

  • Определены все отклонения и модуляции(тональный план) — для старших классов. Выявлены все гармонические обороты — в целом и (отдельные) аккорды (интервалы) — в частности. Осмыслена форма музыкального отрывка, его характера.

Оценка 4 (хорошо):

  • Определён тональный план в общих чертах, выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов (интервалов).

Оценка 3 (удовлетворительно)

  • непонимание формы музыкального произведения, его характера. Не определён тональный план, не выявлены отклонения и модуляции. Выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды (интервалы).

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • непонимание формы, характера музыкального произведения, не определены гармонические обороты, аккорды, интервалы.

Теоретические сведения

Оценка 5 (отлично):

  • свободное владение теоретическими сведениями, умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом задание.

Оценка 4 (хорошо):

  • Некоторые ошибки в теоретических знаниях, неточное выполнение предложенного педагогом задания.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Плохая ориентация в теории,  неумение выполнить в полном объёме предложенное задание.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Неумение выполнить задание, не знание теории.

Документация:

  • Журналы, дневники.
  •  Грамоты, дипломы конкурсов, творческие работы по сольфеджио (сведения по концертной деятельности и др.).

Методическое обеспечение учебного процесса.
Вокально- интонационные навыки.


Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально- интонационные упражнения ( пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха ( ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа , записи мелодий и анализа на слух, дают возможность закрепить практически теоретические сведения.
 Рекомендуется петь интонационные упр.-ия хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения выполняются сначала в умеренном темпе, в свободном ритме , по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять, упражнения следует давать как в ладу, так и от звука. К ладовым интонационным упр.-ям относится пение гамм (мажорных и минорных), отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и вне лада.
В целях формирования функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов от заданного звука.
Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.

Сольфеджирование и пение с листа


Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам ( вначале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий и песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста обучающегося, за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на правильную посадку во время пения.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения; не следует дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у ученика значительно слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха ( научить обучающегося мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации ( проговаривания названий звуков в ритме). В музыкальных примерах для чтения с листа должны преобладать знакомые для обучающихся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.


Воспитание чувства метроритма


Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово- интонационных навыков.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях ( четверть – шаг, восьмая – бег).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторно ( простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, записанного на доске, исполненного педагогом, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка с тактированием и без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты.

Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование . Вначале лучше работать над дирижёрским жестом при пении знакомым, выученных мелодий, упражнений при слушании музыки.

                          Воспитание музыкального восприятия ( Анализ на слух).


Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы ( интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работы, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особ в развитии гармонического слуха. Помогает обучающимся при разборе произведений на инструменте.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям:

  • целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
  • анализ отдельных элементов музыкального языка;


 Музыкальный диктант


Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятии мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающегося, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не стоит торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант самостоятельно. Такой диктант записывается обучающимися при определённом числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд ( обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем ещё несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно применять и устные формы диктанта, который помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Также полезно записывать знакомые мелодии ( автодиктант).
Возможны другие формы диктанта: фотодиктант ( проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти), гармонический ( интервалы или аккорды), ритмический.
Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь.


Воспитание творческих навыков.


Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному, и вместе с тем более осознанному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, развивает наблюдательность.
Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки , но и закреплять основные навыки: пения с листа, определения на слух, записи диктанта. Творческие упражнения помогают закреплять и теоретические знания., они должны быть доступны для обучающихся.


Теоретические сведения


Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарно теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающегося. Это особенно относится к младшим классам, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.

Список литературы и средств обучения

Учебная литература

  1. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
  2. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие.-М.,1973
  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994

Учебно-методическая литература

  1. Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
  2. Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
  3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1986
  4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1981
  5. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ.-М., 1991
  6. Металлиди Ж. , Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
  7.  Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
  8. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
  9. Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., 2002 
  10.  Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
  11.  Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
  12. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007
  13.  Фролова Ю. Сольфеджио 2кл.-Ростов-на- Дону, 2003
  14. Фролова Ю. Сольфеджио 3кл.-Ростов-на- Дону, 2003
  15. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003

Учебные пособия по музыкальному диктанту

  1. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
  2. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  3. Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  4. Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002
  5. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5.- Ростов –на- Дону, 2008
  6. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7.- Ростов –на- Дону, 2008
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. Музыка 197
Обновлено: 06.09.2020 — 13:49

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://adsaraev.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных