http://tbsaraeva.ru

Целью моего проекта является создание Интернет-ресурса, по обмену накопленного опыта

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

     образования детей «Емельяновская сельская музыкальная школа»

Дополнительная предпрофессиональная

 общеобразовательная программа в области музыкального искусства

« Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»

Предметная область

ОП. 02. «Теория и история музыки»

Учебный предмет

ОП. 02. УП. 01.«Сольфеджио»

(5-6 лет обучения)

2014 год

Разработчик –Сараева Татьяна Борисовна, преподаватель теоретических дисциплин первой квалификационной категории МОУДОД «Емельяновская сельская музыкальная школа»

Рецензенты –  Председатель ПКЦ отдела «Теории музыки» ГАОУ СПО МО          «1-й Московский областной музыкальный колледж» Лозинская И.В.

Преподаватель  отдела «Теории музыки» ГАОУ СПО МО

«1-й  Московский областной музыкальный колледж  Сапрыкин И.А.

Пояснительная записка.

 Программа по учебному предмету «Сольфеджио»  является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального  искусства «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»  и написана  на основе  федеральных государственных требований, которые  устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации. 

 Программа разработана с учётом:

  • обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа направлена на  художественно-эстетическое развитие индивидуальных возможностей обучающихся, а также на:

  • формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
  •  приобретению навыков творческой деятельности;
  • умению планировать свою домашнюю работу;
  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
  • умению давать объективную оценку своему труду;
  • уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
  • пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
  • определению наиболее эффективных способов достижения результата.

В процессе обучения развиваются интеллектуально-умственные, творческие способности, музыкальный слух, память, внимание, мышление. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной  программы   —  теория и история музыки.

 Срок реализации 5 (6) лет. Возраст обучающихся с 10 — 12 лет до 15 — 17 лет.

Объём учебного времени на освоение предмета:

Содержание5 лет обучения (в часах)6 лет обучения (в часах)
максимальная учебная нагрузка обучающегося412,5495
обязательная учебная нагрузка275,5297
самостоятельная работа обучающегося 165198

Продолжительность учебного года по пятилетней программе: с 1-4 классы — 39 недель, в 5 классе — 40 недель, при шестилетнем сроке обучения продолжительность учебного года до 5 класса — 39 недель, в 6-ом классе — 40 недель.

Продолжительность учебных занятий с 1-го по 6-ой  классы — 33 недели. Каникулы не менее 4 недель.  Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением последнего года обучения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий (уроков) мелкогрупповая. Количество уроков — 1 раз в неделю. Продолжительность аудиторных занятий 1,5 часа.

Цель программы:

  • способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, а так же выявлению одарённых детей и их подготовке к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи:

  • целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
  • воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
  • формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; 
  • организация творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, олимпиад), включение в учебный процесс творческих форм работы, таких как: составление кроссвордов,  музыкальных загадок и теоретических задач.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:

Формы:

  • пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
  • сольфеджирование музыкальных примеров в одно и двухголосном изложении, в том числе и с листа;
  • интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
  • слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
  • метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
  • различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д;
  • транспонирование;
  • различные виды музыкального диктанта (устный, письменный, ритмический и т.д.);

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод игровой мотивации (использование дилактических игр);
  • научный метод (таблицы, карточки, тесты и т.д.)

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

  • Вокально- интонационные навыки;
  • сольфеджирование и пение с листа;
  • воспитание чувства метроритма;
  • воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух);
  • музыкальный диктант;
  • воспитание творческих навыков;
  • теоретические сведения.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы, строения музыкальной ткани и др.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, уметь транспонировать музыкальный материал.

Основные навыки  и знания приобретаются на уроке при фронтальной работе со всей группой, тем не менее закрепляется материал дома и домашние задания обязательны. В домашние задания входят:  пение с листа, письменные теоретические и творческие задания. Выполнение обучающимися домашних заданий контролируется преподавателем и  обеспечивается учебно-методическими пособиями, учебниками в соответствии с программными требованиями.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса,
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету,
  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определённом этапе обучения.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, текущая аттестация по предмету «Сольфеджио» проходит в виде контрольных уроков в конце каждой четверти.

График проведения промежуточной аттестации:  дифференцированные зачеты и контрольные уроки в полугодиях: 2, 4, 8, то есть в конце 1, 2, 4,  классов и в конце первого полугодия в 5 классе по пятилетнему курсу обучения и в 6  классе по шестилетнему курсу обучения.  В конце 3 класса (6 полугодие) проводится экзамен  в рамках промежуточной аттестации, в конце 5 класса (10 полугодие) по пятилетнему курсу обучения  проводится итоговый выпускной экзамен, в конце 6 класса по шестилетнему курсу обучения   проводится итоговый выпускной экзамен.

 Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, соответствующего требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения. По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзаменам в счёт  резервного времени — 1 неделя.

Условия реализации программы учебного предмета.

Для успешной реализации программы необходимо наличие учебного кабинета, инструмента, учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно- и аудиотеки, дидактического материала, соблюдение межпредметных связей, активный поиск новых форм работы и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагогов.

Распределение содержания курса по разделам и количеству часов

  №  Наименование раздела    Вид учебного занятияОбщий объём времени (в часах)
   Максимальная учебная нагрузкаСамостоятельная работаАудиторные занятия (в часах)
1Вокально-интонационные  навыкиурок1468
2Сольфеджирование 1046
3Воспитание чувства метроритма 945
4Слуховой анализ 624
5Диктант 15,569,5
6Воспитание творческих навыков 1358
7Теория 1569
 Итого за 1 год 82,53349,5
 Итого за 5 лет 412,5 часов263247,5
 Итого за 6 лет 495 часов198 часов297 часов
Аудиторные занятия  — 49,5 часов в год, из них на теоретические занятия — 2,5 часа, на практические занятия — 47 часов.

Распределение аудиторных занятий (в часах) по четвертям

классы1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1-5 (6)87108

Контрольные уроки входят в аудиторные занятия, консультации проводятся за счёт резервных часов (1 неделя), экзамены (2 недели).

График промежуточных и итоговой аттестаций

КлассВид аттестацииМесяцПрограммные требования
1Контрольный урок-соревнование1 четверть — октябрь  Ритмическая работа: простучать ритм песни, сильную долю, узнать мелодию по ритмическому рисунку, сочинить простой ритмический аккомпанемент. Определить характер, лад музыкального произведения. динамические оттенки. Мелодическая лесенка (устные диктанты) Пение гаммы До мажор.
  2 четверть — декабрьСоревнование на написание гаммы, трезвучия, пение несложных песен под аккомпанемент, выкладывание карточками знакомых попевок, сольмизация музыкальных примеров, дирижирование и пение мелодий в размере 2\4. Определение на слух: размера 2\4 и 3\4, опеваний, движений по трезвучию, устный диктант. Гамма Соль мажор.
  3 четверть — мартПение мелодий в размере 3\4 с дирижированием, письменный диктант в размере 2\4 в объёме 4-х тактов, определение на слух отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора. Гаммы Фа и Ре мажор. Транспонирование  в пройденные тональности.
 Контрольный урок.4 четверть — майДиктант в объёме 4-х тактов. Пение пройденных гамм, несложных музыкальных примеров с дирижированием, ритмическая работа.
2Контрольный урок1 четверть — октябрьПение пройденных мажорных гамм. Ступеней, опеваний, вводных звуков, трезвучия. Пение нотных примеров с дирижированием в размерах 2\4, 3\4. Узнавание мелодий по ритмическому рисунку. Устный диктант с подбором на фортепиано.
  2 четверть — декабрьПение минорных гамм 3-х видов (ля минор, ми минор), в них ступеней, опеваний, вводных звуков, трезвучия. Транспонирование песенок от звуках и в пройденных тональностях. Пение нотных примеров с дирижированием на 4\4 Выстукивание ритмического рисунка нотного примера по ритмокарточкам. Определение на слух пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде. Фотодиктант.
  3 четверть — мартПение гамм: Си бемоль мажор, соль минор и ре минор. Сольфеджирование с затактом в пройденных размерах, транспонирование. Запись знакомых выученных мелодий.
  4 четверть-май Диктант в объёме 4-8 тактов. Пение пройденных гамм, сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием, ритмическая работа, определение на слух интервалов до 5
3Контрольный урок1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм (до 3-х знаков), пение в них интервалов и аккордов, пройденных в 2-ом классе. Пение наизусть и в транспорте. Мелодический диктант с шестнадцатыми в пройденных тональностях. Определение на слух пройденных интервалов и аккордов
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гаммы Ми мажор и до диез минор. Пение двухголосных мелодий и канонов, мелодический диктант с пунктиром. На слух определение интервалов, включающие тритон и аккордов, включающих обращения T S D.
  3 четверть — мартПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гаммы Ля бемоль мажор и фа минор. Пение секвенций. Сольфеджирование нотных примеров, включающие пройденные ритмические группы. Устные диктанты со скачками в мелодии. Определение на слух пройденных интервалы и аккорды, включающих ув. 2 и Д7. Письменная работа на построение секстаккордов и квартсекстаккордов от звука.
 Консультация в1 неделя в счёт резервного времени 
 Экзамен4 четверть-майДиктант в объёме 8-10 тактов. Определение на слух пройденных интервалов иаккордов. Письменная работа по теории на построение интервалов и аккордов в тональности и от звука.  Ответ по билету: Пение пройденных гамм (до 4-х знаков), сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием с пройденными  ритмическими  группами.
4Контрольный урок1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Си мажор и соль диез минор. Пение с листа в пройденных тональностях. Ритмический диктант, включающий ритмическую группу четверть с точкой и две шестнадцатых. Определение на слух аккордовых последовательностей, включающих обращение аккордов T S D и Д7. Письменная работа на построение ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре, написание буквенных обозначений звуков и тональностей.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов на ступенях гамм Ре бемоль мажор и си бемоль минор. Пение двухголосных мелодий. Диктант(письменный) в размере 6\8 в объёме 4-8 тактов. На слух интервалов и аккордов, включающих Д7 и обращения, ув.2, ум. 7
  3 четверть — мартПовторение пройденных гамм, пение мелодий с отклонением и модуляцией. Письменный диктант 8-10 тактов с ритмической группой четверть с точкой и две шестнадцатых. Определение на слух аккордовых последовательностей, пройденных интервалов и аккордов. Письменная работа на построение вводных септаккордов,  ум. 5\3  в тональности.
  4 четверть-майДиктант в объёме 8-10 тактов. Письменная работа на построение пройденных интервалов и аккордов в тональности. Пение  гамм (до 5-ти знаков), сольфеджирование музыкальных примеров с дирижированием с более сложным ритмическим рисунком , включающих хроматизм и альтерацию. Ритмическая работа, определение на слух пройденных интервалов и аккордов.
5Контрольный урок1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 6-ти знаков. Сольфеджирование  мелодий с хроматизмами и модуляциями. Ритмический диктант с междутактовыми синкопами, устные диктанты, теоретическая работа: построение в тональностях до 6-ти знаков пройденных интервалов и аккордов.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 7-ми знаков. Транспонирование мелодии на 2 и 3 вверх и вниз. Дирижирование в пройденных размерах. Гармонический анализ. Определение на слух аккордовой последовательности. Письменный диктант в размере 6\8. Письменная работа: написание родственных тональностей,   трезвучий побочных ступеней.
  3 четверть — мартПение двухголосных примеров, сольфеджирование мелодий в народных ладах. Пение мелодий в переменном размере. Определение на слух и осознание формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, ритмических особенностей.  Диктант по выбору педагога. Теоретическая работа: построение хроматической гаммы и ладов народной музыки.
 Консультация в1 неделя в счёт резервного времени 
 Выпускной экзамен по пятилетнему курсу обучения4 четверть-майПисьменный экзамен. Диктант и аккордовая последовательность. Устный экзамен. Ответ по билету.
 Контрольный урок (по шестилетнему курсу обучения) Письменная работа на группировку, построение характерных  интервалов и пройденных аккордов от звука и в тональности. Диктант 8-10тактовс отклонением и модуляцией, пение в транспорте на 2.3 вверх и вниз, гармонический анализ нотного текста.
6Контрольный урок1 четверть — октябрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 5-ти знаков. Сольфеджирование  мелодий с хроматизмами и модуляциями. Ритмический диктант с междутактовыми синкопами, устные диктанты, теоретическая работа: построение в тональностях до 5-ти знаков пройденных интервалов и аккордов.
  2 четверть — декабрьПение гамм, пройденных интервалов и аккордов в тональностях до 6-ми знаков. Транспонирование мелодии на 2 и 3 вверх и вниз. Дирижирование в пройденных размерах. Гармонический анализ. Определение на слух аккордовой последовательности. Письменный диктант в размере 6\8. Письменная работа: написание родственных тональностей,   трезвучий побочных ступеней.
  3 четверть — мартПение гамм до 7-ми знаков. Пение с листа одноголосия в переменном размере, двухголосия, сольфеджирование мелодий в народных ладах. Определение на слух и осознание формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, ритмических особенностей.  Диктант по выбору педагога. Теоретическая работа: построение хроматической гаммы и ладов народной музыки.
 Консультация в1 неделя в счёт резервного времени 
 Выпускной экзамен (по шестилетнему курсу обучения)4 четверь — майПисьменный экзамен. Диктант и аккордовая последовательность. Устный экзамен. Ответ по билету.

Первый год обучения

Вокально-интонационные навыки

  • пение песен-упражнений с постоянным расширением диапазона
  • пение гамм и ступеней, тетрахордов, тонического трезвучия
  • пение мажорных и минорных трезвучий в тональности и от звука
  • скачки на тонику, опевания, тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые

Сольфеджирование

  • пение выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях, песен в одноименном мажоре и миноре
  • пение мелодий по нотам, включая поступенное движение вверх и вниз, движение по звукам тонического трезвучия с названием нот и с дирижированием

Воспитание чувства метроритма

  • осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии
  • повторение ритмического рисунка на слоги
  • навыки тактирования и дирижирования
  • сольмизация музыкальных примеров
  • исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням
  • исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него
  • размер 2/4, 3/4, 4/4
  • длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой, целая
  • паузы: целые, половинные, четвертные, восьмые

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов
  • отдельных ступеней, трезвучий, мажора и минора
  • анализ несложных мелодических оборотов

Музыкальный диктант

  • работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха
  • подготовительные упражнения: запоминание небольших фраз и воспроизведение их на слог или с текстом
  • устные диктанты
  • письменные упражнения для выработки навыков нотописания
  • запись ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков в объеме 2-4 тактов, в размере 2/4, 3/4
  • фотодиктант

Воспитание творческих навыков

  • допевание мелодий на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях
  • сочинение и досочинение мелодий на заданный ритм и текст
  • сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным примерам
  • подбор баса к выученным мелодиям
  • подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях
  • рисунки к прослушиваемым произведениям

Теоретические сведения

  • музыкальный звук и его качество, звукоряд, регистры, октавы
  • скрипичный ключ и нормы первой октавы
  • метр, ритм, восходящий и низходящий звукоряд
  • динамика, мелодия, аккомпанемент
  • параллельные тональности
  • гаммы: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль, ля-минор
  • интервалы

1 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм До Соль Ре Фа Си бемоль мажор, ля минор в них опевания и тонические трезвучия
  • сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях
  • узнавание мелодий по ритмическому рисунку
  • диктанты с помощью ритмокарточек
  • объяснить понятия: гамма звукоряд ступени, вводные звуки, опевания, тоника, тоническое трезвучие аккорд пауза мажор минор, тон-полутон, строение мажорной гаммы, интервал

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ритмические диктанты

а) записать ритм прозвучавшей мелодии

(4 проигрывания)


б) записать ритм, исполненный на ударном инструменте

2. «Музыкальный словарик»

(каждый такт проигрывается 2 раза)

3. Диктант

(6 проигрываний)

Второй год обучения


Вокально-интонационные навыки

  • Пение мажорных и минорных гамм (3 вида минора). В мажоре и миноре тонического трезвучия, ступеней. Гаммы: До, Соль, Ре, Фа, Си бемоль мажор, ля, ми, си, соль, ре минор
  • пение пройденных интервалов на ступенях мажорных и минорных гамм
  • пение тетрахордов в различных видах мажора и минора
  • пение простейших секвенций

Сольфеджирование

  • Пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без него
  • пение с листа простейших мелодий с дирижированием в пройденных тональностях, в размерах 2/4, ¾, 4/4
  • транспонирование выученных мелодий

Воспитание чувства метроритма

  • Повторение ритмического рисунка на слоги
  • осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии
  • тактирование и дирижирование в размерах 2\4, 3\4,4\4
  • узнавание мелодии по ритмическому рисунку
  • длительности: четверть, восьмые, ритмические группы: четверть с точкой и восьмая,  ритмические группы с шестнадцатыми.
  • сольмизация музыкальных примеров
  • затакт: четверть, 2 8-е, 8-я

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: лада, переменного лада, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов, интервалов, размера, ритмических особенностей в прослушанном произведении
  • определение на слух мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений, интервалов в мелодическом и гармоническом виде (м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8)

Музыкальный диктант

  • Подготовительные упражнение на развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха
  • письменный диктант с предварительным разбором в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и длительности: четверть, восьмые, половинки, половинка с точкой, целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.
  • фотодиктант

Воспитание творческих навыков

  • Досочинение мелодий на нейтральный слог, со словами и с названием звуков
  • сочинение мелодических вариантов фразы
  • сочинение ритмического сопровождения
  • подбор баса к выученный мелодиям

Теоретические сведения

  • Переменный лад
  • параллельные тональности
  • 3 вида минора
  • тетрахорд
  • обращения интервалов и аккордов
  • разрешение
  • мотив
  • фраза
  • секвенция
  • тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си бемоль мажор, ля, ми, си, ре, соль минор (3 вида)
  • интервалы в тональности и от звука: м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8, ув2 в гармоническом миноре
  • Т
  • тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях
  • анализ музыкального текста

2 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм с 2-мя знаками. Пение в них тонического трезвучия с обращениями, отдельных ступений и пройденных интервалов
  • пение с листа простейших мелодий с дирижированием в пройденных тональностях
  • диктанты с ритмокарточками
  • определение на слух 3-х видов минора, пройденных интервалов и аккордов
  • письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и длительности
  • объяснить понятия: мотив фраза, секвенция, фермата, интервал, обращения интервалов и аккордов, разрешения, 3 вида минора, параллельные тональности
  • письменные теоретические задания по пройденному материалу

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Ритмические диктанты

а)

(4 проигрывания)

б)

(возможна запись по 4 такта)

2. «Музыкальный словарик»

(каждый такт проигрывается 2 раза)

3. Диктант

Д. Васильев-Буглай. Осенняя песенка

(8 проигрываний)

3 класс

Вокально-интонационные навыки

  • Пение мажорных и минорных гамм до 4-х знаков
  • пение в пройденных тональностях главных трезвучий лада с обращениями и аккордовых последовательностей, включающих Д7
  • пение устойчивых и неустойчивых ступеней с разрешением
  • пение мелодий в переменном ладу
  • пение интервалов в тональности и от звука, включая 2-хголосные интервальные последовательности
  • пение секвенций с пройденными ритмическими группами

Сольфеджирование

  • Пение с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации главных трезвучий лада, пройденных интервалов, Д7
  • пение двухголосных примеров
  • транспонирование выученных мелодий
  • пение мелодий, включающих ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, пунктиры: восьмая с точкой и шестнадцатая, четверть с точкой и восьмая в размерах 2/4 3/4 4/4
  • пение мелодий в размере 3/8

Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, пунктир восьмая с точкой и шестнадцатая.
  • ритмические диктанты с затактами: одна восьмая, две восьмых, и три восьмых
  • ритмический аккомпанемент
  • ритмические каноны
  • исполнение ритмических партитур

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание: интервалов в мелодическом и гармоническом звучании от звука и в тональности
  • трезвучий главных ступеней и их обращений в мажоре и миноре, Д7 с разрешением
  • обращений мажорного и минорного трезвучий от звука
  • знакомство с функциональной окраской тоники, субдоминанты и доминанты

Музыкальный диктант

  • Различные формы устного диктанта
  • письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные ритмические длительности с 16-ми и пунктирный ритм
  • затакты в диктанте: одна восьмая, две восьмых, и три восьмых
  • паузы  четвертные и восьмые.

Воспитание творческих навыков

  • Сочинение мелодии на данный ритм, текст, сочинение ответного предложения в ответной тональности
  • подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям
  • сочинение ритмического сопровождения
  • запись сочиненных мелодий

Теоретические сведения

  • Обращения трезвучий
  • главные трезвучия лада
  • септаккорд
  • доминантовый септаккорд
  • 3-хчастная форма. Реприза
  • тональности до 4 знаков
  • размер 3/8
  • интервал септима
  • тритоны на 4, 7 ступенях
  • ув2 в гармоническом миноре
  • обращения трезвучий от звука
  • буквенные обозначения тональностей

3 класс

Примерные варианты промежуточной аттестации в конце года.

Устный экзамен

  • Пение мажорных и минорных гамм с 3-4 знаками
  • пение тонических трезвучий с обращениями, Д7, тритонов
  • пение 2-хголосных примеров
  • пение с листа в пройденных тональностях
  • определение на слух пройденных интервалов и аккордов, включая ув2, тритоны, Д7, обращения трезвучия.

Примерный вариант экзаменационного билета

  • Спеть гамму до минор гарм.
  • спеть в до миноре гарм. ступени: III — VIIг — I — IV — VI — V — VIIг — I
  • спеть в до миноре t5\3 с обращением, Д7 с разрешением
  • № с листа
  • определение на слух пройденных интервалов и аккордов

 Теоретическая работа,

включающая запись мажорных и минорных гамм, построение тритонов, ув2, главных трезвучий лада, Д7 с разрешением, обращений трезвучий от звука и в тональности.

Письменный экзамен.

1. Диктант

2. Аккорды в тональности D-dur T5\3 — T6 — S5\3 — D7 — T5\3

  • Интервалы от звука: ч.5, б.2, м.6, б.3, м.7
  • Аккорды от звука: Б6, М5\3, м. маж.7, Б5\3, М6\4.

4 класс

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм до 5 знаков, включая гаммы гармонического мажора
  • пение ранее пройденных интервалов и аккордов в тональностях и от звуков, включая тритоны, ув2, ум7 в гармоническом миноре
  • пение интервальных и аккордовых последовательностей
  • пение диатонических секвенций

Сольфеджирование

  • Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, отклонением в доминантовую и параллельную тональность. Использование ритмических групп: синкопа, триоль, пунктиры четверть с точкой и две шестнадцатые, восьмая с точкой и шестнадцатая
  • пение с листа в пройденных тональностях с движением мелодии по звукам пройденных аккордов, включая Д7 и обращения
  • пение двухголосных примеров с проигрыванием одного из голосов на фортепиано
  • транспонирование выученных мелодий в пройденных тональностях

Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей: синкопа, триоль, пунктиры четверть с точкой и две шестнадцатые, восьмая с точкой и шестнадцатая
  • размеры 3/8 6/8. Ритмические группы: три восьмых, четверть и восьмая, четверть с точкой
  • работа над техникой дирижерского жеста в размерах 4/4  6/8
  • ритмический аккомпанемент
  • ритмические диктанты
  • сольмизация незнакомых и выученных примеров

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание в прослушанных или исполненных фрагментах: лада, формы, повторности и вариантности, отклонения и модуляции, ритмических особенностей, мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных интервалов и аккордов
  • определение на слух тритонов, ув2 и ум7 в гармоническом миноре, д7 и его обращений вводных септаккордов уменьшенного трезвучия
  • слуховой анализ аккордовых и интервальных последовательностей

Музыкальный диктант

  • Различные формы устных диктантов (мелодический, ступеневый, автодиктант)
  • письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты
  • ритмические группы в диктанте: триоль, синкопа, пунктиры четверть с точкой и две шестнадцатые, восьмая с точкой и шестнадцатая
  • тембровый диктант

Воспитание творческих навыков

  • Сочинение 2-го голоса
  • сочинение басового голоса
  • сочинение мелодии на заданный ритм и слова
  • подбор аккомпанемента
  • сочинение на заданную гармонию

Теоретические сведения

  • Тональности до 5 знаков
  • обращения Д7
  • размер 6/8
  • ув2 и ум7
  • вводные септаккорды в мажоре и гармоническом миноре
  • уменьшенное трезвучие на 7-й ступени
  • отклонение, модуляция
  • синкопа, триоль
  • хроматизм
  • группировка
  • квинтовый круг тональностей

4 класс

Примерные варианты заданий промежуточной аттестации в конце года.

 Контрольный урок.

  • Пение гамм, трезвучий главных ступеней с обращениями в тональностях до 5 знаков
  • Пение ранее пройденных интервалов в тональности и от звука, включая ув2 ум7 в гармоническом миноре, тритоны в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре
  • Пение с листа в пройденный тональностях
  • Пение 2хголосных примеров
  • Ритмический диктант
  • Определение на слух интервалов и аккордов в тональности и от звука, включая Д7 с обращениями, уменьшенное трезвучие, вводные септаккорды
  • Определение на слух аккордов в последовательности

Теоретическая работа,

включающая запись гамм до 5 знаков, пройденных интервалов и аккордов: тритоны, ув2 ум7, Д7 с обращениями, ум35 на 7-й ступени, вводный септаккорд

Примерные варианты слуховых заданий промежуточной аттестации в конце года.

1. Диктант

2. Ступени в Ля мажоре

I — II — IV — III — VI — V — VII — I

3. Аккордовая последовательность

T5\3 — S6\4 — D6 — T5\3 — VII7 — D6\5 — T5\3

4. Интервалы и аккорды  на слух

5 класс

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, тетрахордов и ступеней в тональностях до 6, 7 знаков, включая гаммы гармонического мажора
  • пение пройденных интервалов и аккордов в тональностях и от звука, включая характерные интервалы, тритоны, уменьшенное трезвучие, Д7 с обращениями, вводные септаккорды
  • пение секвенций
  • пение интервальных и аккордовых последовательностей

Сольфеджирование

  • Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с элементами хроматизма, с отклонением и модуляцией
  • пение с листа в пройденных тональностях
  • пение двухголосия (группой и дуэтом)
  • транспонирование выученных мелодий

Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические диктанты с использованием пройденных длительностей, а также  синкоп  внутритактовых и междутактовых.
  • более сложные сочетания длительностей в размере 6/8
  • синкопа междутактовая и внутритактовая
  • ритмический аккомпанемент

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание функций аккордов и отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка)
  • определение на слух гармонических последовательностей с отклонением в параллельную и субдоминантовую тональности, их запись и проигрывание на инструменте
  • определение на слух пройденных интервалов, аккордов вне тональности, их запись обозначениями

Музыкальный диктант

  • Различные формы устного диктанта
  • запись знакомых мелодий по памяти
  • одноголосный диктант в пройденных тональностях в объеме 8-10 тактов
  • 2хголосный диктант интервального типа

Воспитание творческих навыков

  • Импровизация и сочинение мелодий различного характера и жанра в форме периода или 3хчастной
  • сочинение 2-го голоса
  • сочинение басового голоса
  • сочинение на заданный ритм, текст, гармонию
  • подбор аккомпанемента
  • сольное или ансамблевое музицирование, пение песен и романсов с аккомпанементом

Теоретические сведения

  • Гармонический мажор
  • период, предложения, каденция
  • альтерация, хроматизм
  • тональности до 7 знаков
  • переменный размер
  • тритоны в натуральных и гармонических ладах
  • характерные интервалы
  • тональности 1-й степени родства
  • хроматическая гамма
  • все пройденные аккорды в тональности и от звука.

Примерные экзаменационные требования для 5-го класса

(по пятилетнему курсу обучения)

Письменная работа

1. Диктант (8-10) проигрываний

  • аккордовая последовательность (3-4 проигрывания)

Теоретическая работа.

Построение и разрешение интервалов и аккордов в тональности и от звука. Запись гамм или тетрахордов, пройденных тональностей

Устный экзамен

  • пение с листа мелодий с дирижированием. Пение гамм. Пение романсов с аккомпанементом преподавателя или своим собственным аккомпанементом
  • определение на слух ступеней, интервалов и аккордов
  • гармонический анализ небольшого фрагмента из знакомого произведения, возможно исполняемого в классе по специальности или из «общего курса фортепиано»
  • пение одного из голосов в двухголосном фрагменте. Пение двухголосных отрывков с преподавателем или одним из учеников
  • пение ступеневой последовательности
  • пение аккордовый последовательности

Образец экзаменационного билета

  • Спеть гамму Си мажор гармоническую
  • Спеть в Си мажоре ступеневую последовательность:
  • VII-I-V-III-VI-V-VII-I
  • Спеть в Си мажоре аккордовую последовательность:
  • T35 –  T6 –  S35 –  T6 –  II7 –  D43 –  T35 –  S64г — T35
  • Спеть один из голосов № 166 (сб. Калмыкова и Фридкина «Двухголосие»)
  • Спеть с листа № 204 (сб Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио»)
  • Спеть романс под аккомпанемент педагога
  • Сделать гармонический анализ фрагмента

6 класс

Вокально-интонационные навыки

  • Пение гамм, тетрахордов и ступеней в тональностях до 6, 7 знаков, включая гаммы гармонического мажора и хроматические гаммы.
  • пение пройденных интервалов и аккордов в тональностях и от звука.
  • пение интервальных и аккордовых последовательностей

Сольфеджирование

  • Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с междутактовыми синкопами, с элементами хроматизма, с отклонением и модуляцией
  • пение с листа в транспорте
  • пение мелодий в пентатонике и других народных ладах
  • пение двухголосия (группой и дуэтом)
  • транспонирование выученных мелодий

Воспитание чувства метроритма

  • Ритмические диктанты с использованием пройденных длительностей, а также  синкоп  внутритактовых и междутактовых.
  • более сложные сочетания длительностей в размере 6/8
  • дирижирование в смешанном размере
  • ритмические упражнения с особыми видами ритмического деления: дуоли, квартоли
  • Ритмический аккомпанемент

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

  • Определение на слух и осознание функций аккордов и отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка)
  • определение на слух гармонических последовательностей с отклонением в параллельную, доминантовую  и субдоминантовую тональности, их запись и проигрывание на инструменте
  • определение на слух пройденных интервалов, аккордов вне тональности, их запись обозначениями
  • анализ каденции, типа полифонии
  • анализ простейших альтераций

Музыкальный диктант

  • Различные формы устного диктанта
  • запись знакомых мелодий по памяти
  • одноголосный диктант в пройденных тональностях в объеме 8-10 тактов
  • 2-хголосный диктант интервального типа
  • диктант по памяти (3 проигрывания)

Воспитание творческих навыков

  • Импровизация и сочинение мелодий различного характера и жанра в форме периода, 2-х или 3хчастной форме
  • сочинение на заданный ритм, текст, гармонию
  • подбор аккомпанемента
  • сольное или ансамблевое музицирование, пение песен и романсов с аккомпанементом

Теоретические сведения

  • Гармонический мажор
  • период, предложения, каденция
  • альтерация, хроматизм
  • тональности до 7 знаков
  • переменный размер
  • тритоны в натуральных и гармонических ладах
  • характерные интервалы
  • тональности 1-й степени родства
  • хроматическая гамма
  • все пройденные аккорды в тональности и от звука
  • группировка
  • составные интервалы
  • особые виды ритмического деления: дуоли, квартоли…
  • построение 19 аккордов от одного звука.

6 класс

Примерные экзаменационные требования для 6-го класса

(по шестилетнему курсу обучения)

 Письменная  работа

1. Ступени

соль минор

(3 проигрывания)

2. Диктант

М. Глинка. «Что, красотка молодая»

( 8 проигрываний)

3. Аккордовая последовательность

II7 — T6 — D4\3 — T5\3 —  S6 — ум.VII7 — D6\5 — T5\3

4. Интервалы и аккорды от звука.

Письменная работа по теории

  • Написание гамм, ладов народной музыки.
  • Построение в тональности  интервалов  и аккордов  с разрешением.
  • Построение от звука вверх и вниз интервалов, характерных интервалов, аккордов  с разрешением и определением тональности.

Устный экзамен

  • пение с листа мелодий с дирижированием. Пение гамм. Пение романсов с аккомпанементом преподавателя или своим собственным аккомпанементом
  • пение ступеневой последовательности
  • пение аккордовый последовательности
  • определение на слух ступеней, интервалов и аккордов
  • гармонический анализ небольшого фрагмента из знакомого произведения, возможно исполняемого в классе по специальности или из «общего курса фортепиано»
  • пение одного из голосов в двухголосном фрагменте. Пение двухголосных отрывков с преподавателем или одним из учеников.

Образец экзаменационного билета

  • Спеть гамму  фа минор гармоническую
  • Спеть в фа миноре гарм. ступеневую последовательность:

III – V – II – I – IV – VI – VII — I

  • Спеть в фа миноре гарм. аккордовую последовательность:

t35 –  t6 –   II7 –  t6 – S5\3–  D43 –  t35 –  S64 — t35

  • Спеть один из голосов  двухголосного примера (на выбор педагога)
  • Спеть с листа № 490 (сб. Калмыков. Фридкин «Одноголосие» 1 часть)
  • Спеть романс под аккомпанемент педагога
  • Сделать гармонический анализ фрагмента.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты освоения  учебной программы  по сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности, в том числе:

  • первичные теоретические знания, а также знания  профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • вокально-интонационные навыки. 

В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

  • планировать свою домашнюю работу;
  • давать объективную оценку своему труду;
  • взаимодействовать в образовательном процессе с преподавателем и обучающимися;
  • осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • уважительно относиться к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формы и методы контроля, система оценок
Для проверки полученных знаний используются следующие формы контроля:

проверка домашних заданий, ежеурочный фронтальный опрос, зачёт по накопленным творческим навыкам,  контрольные уроки по четвертям, викторины, конкурсы, итоговая аттестация.

Методы контроля —  проверка, анализ   учебной деятельности обучающихся ( домашних, самостоятельных, контрольных работ, экзаменов) и   выставление оценок.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Сольфеджио»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала сольфеджио.

Текущая аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных  работ  по окончании каждой четверти.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года. 

 Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, контрольный урок.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на сольфеджио. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Сольфеджио» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • степени теоретической и практической подготовки по сольфеджио
  • сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации:  дифференцированные зачеты и контрольные уроки в полугодиях: 2, 4, 8, то есть в конце 1, 2, 4,  классов по пятилетнему курсу обучения.  В конце 3 класса (6 полугодие) проводится экзамен  в рамках промежуточной аттестации, в конце 5 класса (10 полугодие) по пятилетнему курсу обучения  проводится итоговый выпускной экзамен, в конце 6 класса по шестилетнему курсу обучения   проводится итоговый выпускной экзамен.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Экзамен в 3 классе, выпускной итоговый экзамен в 5 классе (по пятилетнему курсу обучения) и в 6 классе по шестилетнему курсу обучения   проводится в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения рас­писание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Содержание экзаменационных материалов разрабатывается преподавателем сольфеджио, обсуждается на заседании отдела и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

При  проведении экзамена применяются вопросы, практические задания. До экзамена содержание экзаменационных заданий до обучающихся не доводится.

В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения экзамена по сольфеджио.

Экзамен по сольфеджио состоит из трёх частей – письменной работы по теории, письменного задания (диктант) и устного опроса.

Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и  преподавателем, который вел сольфеджио, кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения. Опрос обучающихся проводит преподаватель данной группы.

Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (от­лично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по сольфеджио, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». 

По сольфеджио для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ. 

Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля

Диктант

Оценка 5 (отлично):

  • Диктант написан полностью, без единой ошибки.

Оценка 4 (хорошо):

  • Диктант написан в целом. Имеются некоторые небольшие неточности, отсутствуют случайные знаки; или (и) имеются две-три неверные ноты, или несколько ритмических неточностей.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Имеется большое количество неточностей,  треть неправильных нот, отсутствуют случайные знаки, ритм в целом написан неверно.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Диктант  не написан.

Чтение номера с листа, пение выученного заранее номера

Оценка 5 (отлично):

  • точное интонирование, осмысленность исполнения, лёгкий дирижёрский жест.

Оценка 4 (хорошо):

  • Номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей в интонировании, а также в дирижировании.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Слабое интонирование, отсутствует всякая осмысленность исполнения,

отсутствует чёткость в дирижёрском жесте.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Номер не спет.

Слуховой анализ

Оценка 5 (отлично):

  • Определены все отклонения и модуляции(тональный план) — для старших классов. Выявлены все гармонические обороты — в целом и (отдельные) аккорды (интервалы) — в частности. Осмыслена форма музыкального отрывка, его характера.

Оценка 4 (хорошо):

  • Определён тональный план в общих чертах, выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов (интервалов).

Оценка 3 (удовлетворительно)

  • непонимание формы музыкального произведения, его характера. Не определён тональный план, не выявлены отклонения и модуляции. Выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды (интервалы).

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • непонимание формы, характера музыкального произведения, не определены гармонические обороты, аккорды, интервалы.

Теоретические сведения

Оценка 5 (отлично):

  • свободное владение теоретическими сведениями, умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом задание.

Оценка 4 (хорошо):

  • Некоторые ошибки в теоретических знаниях, неточное выполнение предложенного педагогом задания.

Оценка 3 (удовлетворительно):

  • Плохая ориентация в теории,  неумение выполнить в полном объёме предложенное задание.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

  • Неумение выполнить задание, не знание теории.

Документация:

  • Журналы, дневники.
  •  Грамоты, дипломы конкурсов, творческие работы по сольфеджио (сведения по концертной деятельности и др.).


Методическое обеспечение учебного процесса.
Вокально- интонационные навыки.


Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально- интонационные упражнения ( пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха ( ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа , записи мелодий и анализа на слух, дают возможность закрепить практически теоретические сведения.
 Рекомендуется петь интонационные упр.-ия хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения выполняются сначала в умеренном темпе, в свободном ритме , по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять, упражнения следует давать как в ладу, так и от звука. К ладовым интонационным упр.-ям относится пение гамм (мажорных и минорных), отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и вне лада.
В целях формирования функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов от заданного звука.
Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.

Сольфеджирование и пение с листа


Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам ( вначале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий и песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста обучающегося, за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на правильную посадку во время пения.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения; не следует дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у ученика значительно слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха ( научить обучающегося мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации ( проговаривания названий звуков в ритме). В музыкальных примерах для чтения с листа должны преобладать знакомые для обучающихся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.


Воспитание чувства метроритма


Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово- интонационных навыков.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях ( четверть – шаг, восьмая – бег).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторно ( простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, записанного на доске, исполненного педагогом, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка с тактированием и без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты.

Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование . Вначале лучше работать над дирижёрским жестом при пении знакомым, выученных мелодий, упражнений при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия ( Анализ на слух).


Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы ( интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работы, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особ в развитии гармонического слуха. Помогает обучающимся при разборе произведений на инструменте.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям:

  • целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
  • анализ отдельных элементов музыкального языка;


 Музыкальный диктант


Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятии мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающегося, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не стоит торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант самостоятельно. Такой диктант записывается обучающимися при определённом числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд ( обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем ещё несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно применять и устные формы диктанта, который помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Также полезно записывать знакомые мелодии ( автодиктант).
Возможны другие формы диктанта: фотодиктант ( проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти), гармонический ( интервалы или аккорды), ритмический.
Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь.


Воспитание творческих навыков.


Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному, и вместе с тем более осознанному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, развивает наблюдательность.
Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки , но и закреплять основные навыки: пения с листа, определения на слух, записи диктанта. Творческие упражнения помогают закреплять и теоретические знания., они должны быть доступны для обучающихся.


Теоретические сведения


Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарно теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающегося. Это особенно относится к младшим классам, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.


Список литературы и средств обучения

Учебная литература

  1. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
  2. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие.-М.,1973
  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994
  4. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. С.-Петербург 1994

Учебно-методическая литература

  1. Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
  2. Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
  3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1986
  4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1981
  5. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ.-М., 1991
  6. Металлиди Ж. , Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
  7.  Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
  8. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
  9. Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., 2002 
  10.  Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
  11.  Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
  12. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007
  13.  Фролова Ю. Сольфеджио 2кл.-Ростов-на- Дону, 2003
  14. Фролова Ю. Сольфеджио 3кл.-Ростов-на- Дону, 2003
  15. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003

Учебные пособия по музыкальному диктанту

  1. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
  2. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  3. Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  4. Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002
  5. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5.- Ростов –на- Дону, 2008
  6. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7.- Ростов –на- Дону, 2008
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. Музыка 1973

Обновлено: 06.09.2020 — 13:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://adsaraev.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных